Этапы новейшей русской лирики. Примечание

Шулятиков В.М., 1910


(В. Гебель,1929)

41 Статья Шулятикова "Этапы новейшей лирики: Надсон, Апухтин, Владимир Соловьев, Мережковский, Голенищев-Кутузов, Бунин" - помещена была в сборнике "Из истории новейшей русской литературы", изд. "Звено", Москва, 1910, стр. 199 - 294. В настоящем издании из статьи Шулятикова выпущен разбор творчества Владимира Соловьева и Голеншцева-Кутузова (см. прим. 61). Количество поясняющих примеров, а также число цитат, приведенных Шулятиковым из стихотворений разбираемых поэтов, несколько сокращено; изменения в тексте другого характера оговорены в примечаниях особо.

42 Эпиграф: "Культ страдания, большого страдания, разве вы не знаете, что только этот культ образовал все возвышенное в человеке, то напряжение души в несчастье, которое воспитывает в ней силу, ее содрогание при виде большого падения, ее находчивость и мужество в перенесении и выдержке страдания, не есть ли это ваш дар страдания, высокого страдания". Фридрих Ницше. ("По ту сторону добра и зла".)

43 Соловьев Владимир Сергеевич (1853 - 1900) - поэт-философ. По своему религиозному, мистическому мировоззрению один из реакционных русских мыслителей. Поэт В. Соловьев известен лирическими стихотворениями в духе мистико-религиозных откровений.

44 Минский (1855) (литературный псевдоним Николая Максимовича Виленкина) - поэт-философ эпохи общественно-литературной реакции. Литературную деятельность Минский начал с "гражданских песен", но постепенно сошел к мистической настроенности, мотивам безвыходности и тоски, вылившихся в абстрактные формы символизма. В 1905 г. Минский кратковременно работал в "Новой Жизни". В основу философской системы Минского легла "меоническая идея". Меон не существующий: "меоническая идея вела к отрицанию действительности".

45 Шулятиков имеет в виду общие литературные течения, вырабатываемые "интеллигентными ячейками" определенных социальных классовых групп, при чем формация подобных литературных течений Шулятиковым мыслится как длительный процесс, в котором продукция второстепенных писателей играет весьма значимую роль. К этому вопросу Шулятиков возвращается в ряде своих работ (см. приведенную в настоящем издании его статью "Восстановление разрушенной эстетики"). Современное литературоведение в Порядке постановки ставит ту же проблему "массовой продукции". Жирмунский - "Пушкин и Байрон" 1924 г., Эйхенбаум - "Лермонтов" 1924 г. Виноградов - "Гоголь и натуральная школа". 1925 г. Его же "Эволюция русского натурализма" 1929 г. Переверзев - "Творчество Достоевского" 1928 г. (заключительная статья).

46 ...высших и низших богов современного российского Парнаса.

47 Поэты гражданской лирики 60-х годов: Некрасов, Дрожжин, Плещеев и др.

48 "Человек настроения".

49 Добролюбов Николай Александрович (1836 - 1861) - известный прогрессивный критик-публицист 60-х годов. В своих работах настойчиво проводил теорию "искусства для жизни" и придерживался так называемой "реальной критики". Стихи и беллетристические опыты, послужившие началом литературной деятельности Добролюбова, незначительны. Повести и рассказы общественно-обличительного характера Добролюбов печатал на страницах "Современника".

50 Ибсен Генрих (1828 - 1906) - знаменитый норвежский драматург, выразитель индивидуалистического аристократизма. Его драмы: "Бранд", "Пер Гюнт", "Доктор Штокман", "Дом куколки" и др. - воплощение ницшеановского сверхчеловека, протестующего, необузданного индивидуализма.

51 Ницше Фридрих (1884 - 1900) - известный немецкий писатель-мыслитель, наиболее яркий представитель философии пессимистического скептицизма и крайнего индивидуализма.

52 В качестве "основной причины".

53 Зиммель Георг (1858) - известный философ-психолог, принадлежит к немецкой школе Канта. Зиммель считает, что априорной предпосылкой исторической науки является психология, отсюда познание истории надо сводить не к изучению внешних фактов, а к психологии. Но нет особых законов исторической эволюции, помимо реальных движений мельчайших частиц материи, - таким образом Зиммель считает, что не устраняется и материалистическое понимание истории.

54 "Особенная любовь".

55 Герострат - грек из Эфеса, сжегший великолепный храм Дианы с целью прославить свое имя.

56 "Лови мгновение".

57 После этого следует разбор Шулятиковым творчества В. Соловьева (см. прим. 43), выпущенный нами в настоящем издании. Шулятиков видит в стихотворениях В. Соловьева новую разновидность формулы "абсолютного движения". "Культ страдания" у В. Соловьева - как у представителя правого берега" - теряет острую трагичность и делается отвлеченным мистическим понятием.

58 Леонардо да-Винчи (1452 - 1519), Микель-Анджело Буонаротти (1475 - 1564) - знаменитые итальянские живописцы, а также скульпторы и архитекторы, положившие начало новой эпохи в искусстве. Мережковским запечатлен образ Леонардо да-Винчи в стихотворении того же названия - "Леонардо да-Винчи" и во второй части трилогии "Леонардо да-Винчи" - "Воскресшие боги". Впервые эта часть была напечатана- в журнале "Начало" (1899), а затем в "Мире божьем" (1900) и весь роман был напечатан целиком. Отдельной книгой роман издан в 1901 г. Образу Микель-Анджело посвящено Мережковским стихотворение под тем же названием - "Микель-Анджело".

59 В настоящем издании число примеров, приводимых Шулятиковым из творчества Мережковского, несколько сокращено.

60 В настоящем издании выпущено изложение меонической теории Минского (см. прим. 44).

61 После этого следует разбор Шулятиковьгм творчества Голенищева-Кутузова, опущенного в нашем издании. Голенищев-Кутузов Арсений Аркадьевич - поэт, последователь "чистого искусства". Характер его стихотворений лирико-субъективный. Излюбленный мотив - стремление к грусти, покою, смерти. Печатались стихотворения Г.-К. в журналах "Русский Вестник", "Русская Мысль", "Вестник Европы" и др. Стихи успехом не пользовались. В стихотворениях Голенищева-Кутузова Шулятиков отмечает, как у предыдущих поэтов, "культ страданий" и игру сливающихся противоположностей". В творчестве Г.-К. мелкому страданию противостоит страдание героическое, будничной борьбе - нирвана.

62 Из стих. И. Бунина "Смотрит месяц ненастный, как сыплются желтые листья".

63 К свету.

<<Предыдущая глава Оглавление

 

Мережковский | Биография Мережковского | Произведения Мережковского