Важнейшие произведения
21.02.2021 - В Раздел критики добавлена статья В.Ф. Ходасевича о Дмитрии Мережковском, добавлена статья Михаила Цетлина о Дмитрии Мережковском. Исправлены неточности в ранее размещенных материалах. 15.07.2019 - В биографии Дмитрия Мережковского исправлена ошибка. 12.02.2018 - Добавлен ряд открытых писем Мережковского, а также фрагменты личной переписки. 28.01.2017 - Добавлено произведение "Рождение богов. Тутанкамон на Крите" и роман "Мессия". 27.01.2016 - Добавлена масса публицистических и критических материалов Дмитрия Мережковского. 05.02.2014 - Добалены новые стихотворения Мережковского. 31.12.2010 - Коллектив редакторов сайта сердечно поздравляет всех с наступающим Новым Годом! |
Суд КаиафыСтрасти Господни - Мережковский Д.С. 1932 I Сердце паука сладкою дрожью дрожит от первого жужжания пойманной мухи: так дрожало сердце первосвященника Анны в Гефсиманскую ночь в загородном доме его, Ханейоте, на горе Елеонской. Вслушиваясь в мертвую тишину, вглядываясь в медленно, в часовой склянке текущий песок, ожидал он условленного часа - конца третьей стражи ночи. Медленно сыплется, желтой струйкой льется песок в склянке часов из верхнего шарика в нижний; все пустеет верхний, нижний - все наполняется; когда же верхний совсем опустеет, перевернуть склянку, и опять желтая струйка польется.
II Морщатся старые, бледные губы в усмешку. Глупые люди! все боятся Обманщика, думают: "А что если Он - Тот, Кому должно прийти?" Одни боятся Его, а другие - народ, как бы не побил их камнями. "Лучше, - говорят, - убьем Его потихоньку где-нибудь в темном углу, зарежем или удавим, так, чтоб никто не узнал и не было возмущения в народе". Знает и мудрый Ганан, какую игру с кем играет, но не боится: нет, в темном углу не зарежет, не удавит, не побьет камнями Беззаконника; вознесет Его высоко от земли на древо проклятое, Господу повесит пред солнцем, чтобы увидел весь народ, как Закон исполняется. Чисто дело будет сделано: все по закону, йота в йоту, черта в черту. Но мир не узнает до времени, кто это сделал: сух из воды выйдет Ганан, чужими руками жар загребет: враг, Пилат, распнет Иисуса Врага.
III ...Воины, и тысяченачальники, и служители Иудейские, схватив Иисуса, связали Его и отвели... к Анне (Ио. 18, 12-13). Так по свидетельству IV Евангелия. Имя Анны-Ганана упомянуто в нем одном. Странно забыли его синоптики: как будто он покрыт и для них той же шапкой-невидимкой, как Иуда2. Очень вероятно, что свидетельство Иоанна исторически подлинно: Иисуса, только что схваченного, отвели не в далекий дом Каиафы, в Иерусалиме, а в близкий, тут же, на Масличной горе, дом Анны. Марк об этом забыл, но помнит Иоанн (18, 15), давний, хороший "знакомец" первосвященника Анны. Диаволова шапка-невидимка поднялась на нем чуть-чуть, только перед Иоанном, чтобы тотчас же снова опуститься уже навсегда. Следовали за Иисусом Петр Симон и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику (Анне), и пошел с Иисусом в первосвященников двор (Ио. 18, 15). Здесь-то, во дворе, давний "знакомец" Ганана, γνωστός, "любимый ученик" Иисуса, и мог узнать кое-что о том, что происходило в доме между Иисусом и Анною на первом тайном допросе. Спрашивал Его первосвященник об учениках Его и об учении Его (Ио. 18, 19). Явное учение знал, должно быть, хорошо; спрашивал о тайном, что видно и по ответу Иисуса: Я говорил миру явно, παρρησίά, тайно же, ε᾽νκρυπτῳ, не говорил ничего (Ио. 18, 20). Это, конечно, в устах Иисуса невозможный ответ3. Многое открывал Он ученикам тайно, "в темноте, на ухо", - это лучше всех должен был знать "любимый ученик" Его. "Тайна царства Божия дана вам (одним), а тем, внешним, все бывает в притчах-загадках, ἂινιγμα" (Мк. 4, 11). - "Вот теперь Ты говоришь явно и притчи-загадки не говоришь никакой; видим теперь, что Ты знаешь все" (Ио. 16, 29-30): только теперь увидели, на Тайной Вечере. "Грозно повелевает" Иисус ученикам Своим не сказывать никому о том, что Он - Мессия, Христос, и о том, что было на горе Преображения, и о том, что "Сыну человеческому должно пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть", - вот сколько тайн.
IV Кажется, очень древнее и, хотя лишь смутное, грубо искаженное, но все же драгоценное, потому что единственное внеевангельское свидетельство о том, что могло происходить на этом первом допросе Анны, уцелело в Талмуде.
Спрашивал Анна Иисуса об учениках Его (Ио. 18, 19). Если обо всех Двенадцати, то, уж конечно, больше всего - о двух "знакомцах" своих: давнем - Иоанне и вчерашнем - Иуде.
...вспомнили мы, что обманщик тот, будучи еще в живых, сказал: "После трех дней воскресну". "Правда ли, рабби Иешуа, что Ты говорил: Сын человеческий будет убит и после трех дней воскреснет?" - мог бы и с этим вопросом приникнуть Ганан к сердцу Господню. Ждет ответа - не дождется: Иисус молчит. Третий намек - у Луки (22, 66-67): Ты ли Христос (Мессия), скажи нам, - спрашивают в Синедрионе судьи Подсудимого, так же, как некогда иудеи, обступив Его в притворе Соломоновом, спрашивали: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты - Христос (Мессия), скажи нам прямо (Ио. 10, 23-24). Мог бы и с этим вопросом приникнуть к сердцу Господню Ганан. Ждет ответа - не дождется: Иисус молчит.
V Если и здесь, в доме Ганана, как в той западне, описанной в Талмуде, спрятаны были два свидетеля, то страшного молчания, должно быть, не вынесли они: испугались, как бы "колдун" не наделал беды, не околдовал первосвященника Божия. Выскочил вдруг один из засады, подбежал к Иисусу, поднял руку и закричал: Так-то ты отвечаешь первосвященнику! (Ио. 18, 22) Это запомнил только первый из двух или нескольких "Иоаннов", неизвестных творцов IV Евангелия; но что произошло затем - второй, третий или четвертый "Иоанн" уже забыл. "Кто-то, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке". Нет, должно быть, только поднял руку, но не опустил: чести первого удара не дал дьявол дураку. За руку схватил его Ганан.
VI Связанного Иисуса отправил Анна... к Каиафе (Ио. 18, 24). Если и в этом доме, как в большинстве иерусалимских домов, вела во двор не внутренняя, а наружная лестница, то, сходя по ней, в конце третьей стражи ночи, в пение вторых петухов, Иисус мог увидеть внизу, на дворе, лицо Симона Петра, освещенное двумя светами - белым от луны и красным от углей жаровни, только что от страха бледное и уже от стыда красное; так точно увидел его, как предрек давеча, на пути в Гефсиманию.
VII Мужество нужно было немалое Двум из Одиннадцати, Иоанну и Петру, чтобы следовать за Узником, хотя бы и очень "издали" (Мк. 14, 54), после того, как все остальные Девять бежали и только что, на глазах этих Двух, воины схватили неизвестного отрока (не сына ли здешнего Гефсиманского хозяина или хозяйки, четырнадцатилетнего Иоанна-Марка, будущего нашего свидетеля?), который следовал тоже за Узником, "завернувшись в покрывало" - простыню, "по нагому" или почти нагому телу (таков вероятный смысл ἐπὶ γυμνού: едва ли бы он вскочил с постели без ночной рубашки даже для такого случая в эту холодную ночь), и спасся только тем, что, выскользнув из хватающих рук и оставив в них покрывало, убежал, голый, страшный, белый, в белом свете луны, как призрак (Мк. 14, 51-52).
Господи! Почему я не могу идти за Тобой теперь? Я душу мою положу за Тебя (Ио. 13, 37). Только одного хотел - быть там, где Он, чтобы "видеть конец, ἰδεῖν το τέλος" (Мт. 26, 58) - свой собственный, а может быть, и конец всего.
VIII Знал ли он это? Если и не знал, то смутно, может быть, предчувствовал, стоя у двери Гананова дома, после того как "привратник" (так в древнейших кодексах Марка вместо "привратницы"), впустив Иоанна, грубо, должно быть, перед самым носом Петра, захлопнул дверь. "Впустит или не впустит? Скажет ему Иоанн обо мне или не скажет?" - думал, может быть, Петр, томясь ожиданием.
нет, я не из них (Ио. 18, 17). В подлиннике еще глупее, растеряннее: "Это не я, οὐκ εἰμί". Точно не он это сказал, а кто-то за него; может быть, хотел сказать совсем другое, но само с языка сорвалось.
IX Мужественно влез Петр в осиное гнездо - в толпу Ганановой челяди - злейших врагов своих, потому что Его, - завтрашних, может быть, Его палачей и своих. Между тем рабы и служители, разведши жар углей, ἂνθρακιάν, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также, стоя с ними, грелся (Ио. 18, 18). "Грелся" повторяется у двух вероятных очевидцев шесть раз: трижды - у Иоанна, трижды - у Марка-Петра: значит, запомнилось. Холодно было тому отроку бежать от воинов голому, а Петру - еще холодней. Самою холодною из всех ночей, какие были и будут, казалась ему эта. Жаром пышат в лицо красные, сквозь черную решетку жаровни, угли, а у него зуб на зуб не попадает, и кажется, уже никогда никаким огнем не согреется; точно ледяная рука сжимает сердце ему все крепче и крепче. Был Петр на дворе, внизу, - сказано у Марка (14, 66), как будто живым голосом Петра. Сидя "внизу", κάθω, думал, может быть, о том, что делается наверху, в верхнем жилье дома, где судьи-палачи допрашивают Господа, уличают Его, пытают, мучают, бьют - убьют. Могут ли убить? Сам сказал, что могут. Убьют - погребут, и всему конец? Вот от чего Петру холодно так, как будто вся кровь в жилах - ледяная вода.
X Сколько времени прошло, не помнит; время как будто остановилось: то, что сейчас, - было и будет всегда. Ждет конца, но конца не будет, или уже наступил конец?
точно, и этот был с Ним (Лк. 22, 59). Уже не сомневалась, как давеча, не спрашивала: "Был ли?", а знала наверное и говорила всем: "Был".
не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И крепче ледяная рука сжала сердце. Медленно встал, отошел от света углей в темноту под ворота. Где-то далеко-далеко, точно на краю света, - пропел петух (Мк. 14, 68), - чуть слышно, - может быть, только почудилось.
точно, и ты из них; ибо и ты - Галилеянин, и говор тебя обличает (Мк. 14, 70; Мт. 26, 73). И другой - родственник тому, которому Петр отсек ухо, - сказал: не тебя ли я видел с Ним в саду? (Ио. 18, 26) Петр не знал, что делать; чувствовал только, что огромная ледяная рука его всего покрыла, сжала в кулак, и гнусно было ему, тошно. И начал клясться и божиться: не знаю того Человека! Сделать, может быть, хотел совсем другое, но так же, как давеча, первое "нет" само с языка сорвалось, так и это; точно не он сам сказал, а кто-то за него; начал говорить и уже не мог остановиться - полетел вниз головой. С таким же восторгом полета, с каким говорил тогда, в Кесарии Филипповой: "Ты - Христос, Ты еси", - теперь говорил: "Тебя нет". Но тогда летел вверх, а теперь вниз.
И вдруг опять запел петух (Мк. 14, 72), - но теперь уже близко, внятно, звонко. Петр услышал и замолчал. Замолчали все.
XI Через десять, двадцать, тридцать лет, вспоминая об этом, Петр все хотел и не мог вспомнить, прошел ли тогда мимо него Господь, или ему только почудилось. Помнили другие за Петра, что прошел, но сам Петр не помнил6. Если бы помнил, мог ли бы о том не сказать Марку? Все, что было после того, как опять пропел петух, - помнил смутно, как сквозь сон: "выйдя вон", куда-то во тьму кромешную, - "плакал" (Мк. 14, 72), лежа где-то в придорожных кустах, бился головой о камни и плакал. Теперь уже было не холодно ему, а жарко, точно весь горел в неугасимом огне, и слезы жгли сердце, как расплавленное олово.
XII Все первосвященники иудейские сохраняли свой сан под римским владычеством не больше года, а Иосиф Каиафа - 18 лет7: значит, был человек неглупый, хотя, может быть, главный ум его заключался в том, что он слушался во всем Ганана, человека еще более умного. Слушался его и в Иисусовом деле: в мудрый Гананов расчет - ошеломляющее действие внезапного удара - поверил и не ошибся. Большего дела в меньший срок никто никогда не делал; девяти часов оказалось для него достаточно: во втором часу ночи Иисус еще был на свободе, а в десятом утра - уже на кресте. Ахнуть народ не успел, как все было кончено.
многие... из начальников уверовали в Него, но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от Синагоги (Ио. 12, 42). Страшным и гнусным должно было казаться им это дело, но противиться Ганану не смел никто: слишком хорошо знали все, что за одно доброе слово об Иисусе в Верховном суде грозит им после отлучения от Синагоги нож, петля в темном углу или яд.
XIII В верхней части города, близ храма, в доме-дворце Каиафы10, собралось ко второму пению петухов семьдесят членов Синедриона - нужное по закону число для Верховного суда над "богохульником"11.
schema Isreel, слушай, Израиль! Я есмь Бог Твой Единый. Сидя с поджатыми ногами на коврах и низких ложах, полукругом, так, "чтобы видеть друг друга в лицо и нелицеприятно судить"12, семьдесят членов Синедриона ждали Узника: знали, что Он уже схвачен.
XIV Первосвященники же, и старейшины, и весь Синедрион искали свидетельства против Иисуса... и не находили (Мт. 26, 59-60).
"Правду ли он говорит или неправду?" - спрашивал Иисуса после каждого свидетеля председатель суда первосвященник Каиафа. Но Иисус молчал, и снова наваливалась камнем тяжесть молчания на всех.
никогда человек не говорил так, как этот Человек (Ио. 7, 46). Никогда человек и не молчал так, как этот Человек. А если подслушивал Ганан, то понял и он, что семьдесят судий-мудрецов - семьдесят глупцов и он сам - глупец: предал истину на поругание Лжецу, закон - Беззаконнику. Что же делать, - мудрый не знал; знал тот, кого Ганан считал "дураком", слепым орудием воли своей, в кукольном театре пляшущей на невидимых ниточках куколкой. Снова и теперь, на явном допросе, как на тайном, мудрого спас дурак.
XV Медленно вышел Каиафа на середину полукруга, молча поднял глаза на Иисуса и начал ласково, вкрадчиво, с мольбой бесконечной - бесконечной мукой в лице и голосе: Ты ли Мессия? скажи нам (Лк. 22, 67). Что он говорил, никто уже потом вспомнить не мог, не помнил он сам. Но смысл этих слов, должно быть, был тот же, что в словах иудеев, обступивших некогда Иисуса в храме: кто же Ты? (Ио. 8, 25). - Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты - Мессия, скажи нам прямо (Ио. 10, 24). Начал и не кончил; вдруг изменился в лице, побледнел, задрожал и возопил не своим голосом так, как будто не он сам, а кто-то из него вопил; дух Израиля, народа Божия, в первосвященника Божия вошел, и в вопле его послышался вопль всего народа - всего человечества: Богом живым заклинаю Тебя, скажи нам, Ты ли Мессия Христос, Сын Бога Живого? (Мт. 26, 63.) Этого никто никогда Иисусу не говорил; никто никогда - ни даже Петр, ни Иоанн - Его об этом не спрашивал так. Тот же как будто вопрос давеча задал Ганан, но не так, потому что лгал, и ему Иисус мог не ответить, а Каиафе - не мог, потому что он говорил правду; сам того не сознавая, может быть, - обнажил тайную муку всего человечества перед Сыном человеческим: Ты ли Сын Божий?
XVI Медленно тяжело опущенные веки поднялись, замкнутые уста разомкнулись медленно, и тихий голос проговорил самое обыкновенное, человеческое, и самое необычайное, неимоверное из всех человеческих слов: это Я - Я есмь, ani hu. То же слово, что там, на белой стене, в красноватом золоте древних, перстом Божиим начертанных слов: "Я есмь Бог, твой, Израиль", "ani hu Jahwe, Isreel", -
Я есмь - это Я, - говорит Иисус, - и узрите отныне (сейчас) Сына человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных (Мк. 14, 61). По-арамейски: tihom bar enascha jatebleijam mina im... ananechon dischemaija13.
Первосвященник же, разодрав одежды свои, сказал: Он богохульствует; на что еще нам свидетели? Вот теперь вы слышали богохульство Его?
XVII Снова связав, отвели Узника из палаты Суда в другую горницу, кажется, в том же доме Каиафы, - место заключения для осужденных. И некоторые начали плевать на Него, и, закрывая Ему лицо, ударяли Его, и говорили Ему: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? (Мк. 14, 65.)
"Некоторые", τινές, ругаются над ним. Кто эти "некоторые", - в свидетельстве Марка неясно: судя по предыдущему, - члены Синедриона, а судя по дальнейшему, - "слуги"; в свидетельстве же Луки (22, 62), - "люди, державшие Иисуса", - должно быть, тюремщики. Но, если видят господа, как слуги ругаются над беззащитным Узником, и позволяют им это делать, то, может быть, не только по жестокосердию, но и по другому, более, увы, человеческому чувству: судьи, должно быть, не совсем уверенные в правоте своей, хотят доказать ее "от противного". Если что-либо скажет пророк именем Господа и слово то... не исполнится, то не Господь говорил сие, но сам пророк, по дерзости своей; не бойся его (Второз. 18, 22). "Я - Сын Божий", - говорил Иисус, и слово Его не исполнилось: если бы Он был Сыном Божиим, то мог ли бы такому бесчестию предать Сына Отец? Значит, Иисус - "Обманщик", "Обольститель" mesith.
помяни меня, Господи, когда приидешь в царствие Твое (Лк. 23, 42).
XVIII Вдоволь надругавшись над Ним, заперли Его в темницу до утра.
...Узрите Сына человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных, - отныне - сейчас, ἂπ᾽ ἂρτι, απο τοῦ νῦν. Мог ли Он за шесть часов до Голгофы все еще надеяться, что чаша сия пройдет мимо Него - царство Божие наступит "сейчас"? О, конечно, по нашему человеческому разуму, не мог! Если Он и говорит: "сейчас", то уже не на нашем, человеческом языке времени, а на своем, божественном, - вечности: "Прежде, нежели был Авраам, Я есмь" (Ио. 8, 58). То, что во времени будет через века-эоны всемирной истории, - в вечности уже есть "сейчас". Это в кромешной тьме Агонии, - как бы солнце Воскресения уже возвещающий, крик петуха. Но если таков божественный для Христа, Сына Божия, смысл этого "сейчас", то есть у него, может быть, и другой, для Иисуса человека, человеческий смысл. Мог ли Иисус до конца, до последнего вздоха, надеяться? В этом сомневаться, - значит сомневаться в том, что Сын человеческий - Сын Божий. Если до последнего вздоха Сын любит Отца, то и до последнего вздоха надеется. Это - самое невозможное для нас, невообразимое, как бы сумасшедшее, с ума сводящее, но и самое несомненное в Страстях Господних. Те, кто, стоя у креста и слыша последний вопль Распятого: Или! Или лама сабахтани! - думают, что Он "зовет Илию": постойте, посмотрим, придет ли Илия спасти Его? (Мт. 27,46-49), - не совсем ошибаются: ведь и сам Иисус почти то же скажет или мог бы сказать (это по лицу Его, должно быть, верно угадано) распятому с Ним разбойнику: ныне же, σήμερον, сегодня - сейчас будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Рай - царство Божие. Где - на земле или на небе, во времени или в вечности? Этого Он уже не знает, потому что земля и небо, время и вечность для Него сейчас - одно16.
XIX "Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо меня", - говорит Он, как дышит, каждый миг, с каждым шагом на Крестном пути, с каждым биением сердца и знает, что в следующий миг скажет: "Но не Моя да будет воля, а Твоя" (Мк. 14, 36). И будет каждое следующее "но" больней, чем предыдущее; глубже, все глубже, пронзительнее жало Агонии впивается в сердце.
Ты - Сын Мой возлюбленный; во всех пророках я ожидала Тебя, да упокоюсь в Тебе, ибо Ты - Мой покой, Моя тишина, - говорит Сыну Матерь-Дух и в эту последнюю ночь, как в тот первый день служения Господня. Если я пойду и долиною не убоюсь зла, потому что Ты со Мною (Пс. 22, 4), - отвечает Матери Сын.
|