Важнейшие произведения
21.02.2021 - В Раздел критики добавлена статья В.Ф. Ходасевича о Дмитрии Мережковском, добавлена статья Михаила Цетлина о Дмитрии Мережковском. Исправлены неточности в ранее размещенных материалах. 15.07.2019 - В биографии Дмитрия Мережковского исправлена ошибка. 12.02.2018 - Добавлен ряд открытых писем Мережковского, а также фрагменты личной переписки. 28.01.2017 - Добавлено произведение "Рождение богов. Тутанкамон на Крите" и роман "Мессия". 27.01.2016 - Добавлена масса публицистических и критических материалов Дмитрия Мережковского. 05.02.2014 - Добалены новые стихотворения Мережковского. 31.12.2010 - Коллектив редакторов сайта сердечно поздравляет всех с наступающим Новым Годом! |
Иисус и дьяволЖизнь Иисуса Неизвестного - Мережковский Д.С. 1932 I Что такое дьявол? "Приживальщик хорошего тона, скитающийся по добрым старым знакомым, которые принимают его за уживчивый характер, да еще ввиду того, что все же порядочный человек, которого при ком угодно можно посадить у себя за стол, хотя, конечно, на скромное место", - отвечает Достоевский, как будто шутя, на этот вопрос, может быть, вовсе для него нешуточный, потому что иначе нельзя ответить в наш "просвещенный век"1. Данте и Фома Аквинский верили в дьявола только по средневековому "невежеству", а Ньютон и Паскаль, - только потому, что в них гений граничил с "безумьем".
II Чтобы глубоко сомневаться, надо верить глубоко: глубже всего верующие люди, святые, и сомневаются глубже всего.
III Черт Ивана Карамазова - только ли "бред", "галлюцинация", или еще что-то, хотя бы на ту "десятитысячную долю", - какой-то неведомый религиозный опыт, прорыв в иную действительность, из трех измерений - в четвертое, какое-то видение - прозрение, как самому видевшему кажется, когда "сон" уже рассеялся: "Нет, нет, нет! Это был не сон. Он был".
IV Пугало не пускает птиц к винограду; нынешних - бывших христиан ко Христу не пускает дьявол.
В дом сильного вошедши, никто не может расхитить имение его, если прежде не свяжет сильного; и тогда расхитит дом его (Мк. 3, 27). Это именно и делает Иисус всю жизнь. Главное, постоянное чудо Его - из Него исходящая и бесов изгоняющая "сила" dynamis. Только для того и принял Он на Себя плоть и кровь, чтобы в крови и плоти, смертью Своей, лишить силы державу смерти имеющего дьявола (Евр. 2, 14). "Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоем", - радуются посланные Семьдесят, возвратившись к Господу. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молния. Се, даю вам власть наступать... на всю силу вражию (Лк. 10, 17-19). Если нет сатаны, то ничего не видел Господь на небе и ничего не дал людям на земле; вся Его жизнь - борьба ни с чем за ничто.
V Вся тайная жизнь Иисуса, так же как явная, есть борьба с дьяволом, названная в Евангелиях - "Воспоминаниях Апостолов", - вероятно, с Его же, Иисусовых, слов, - "искушением". Духом возведен был в пустыню для искушения от диавола (Мт. 4, 1), - это в самом начале явной жизни Его, тотчас после Крещения, и в самом конце, накануне Креста: вы (ученики) пребыли со Мной в искушениях Моих (Лк. 22, 23). Три искушения, те же, что на Горе - Хлебом, Чудом и Царствами - проходят сквозь всю Его жизнь: хлебом, - когда по умножении хлебов, люди хотят нечаянно взять Его и сделать Царем" (Христом) (Ио. 6, 15); чудом, - когда "просят Его показать им знамение с неба" (Мт. 16, 15); царствами, - когда спрашивают Его о "подати кесарю" (Мк. 12, 14-17). Отойди от Меня, сатана, - скажет Господь Петру Исповеднику (Мк. 8, 33), так же как на Горе - Искусителю. Если Ты - Сын Божий, бросься отсюда вниз (Лк. 4, 9), - искушает его дьявол. "Если Ты - Сын Божий, сойди с креста", - искушают люди.
VI "Сорок дней был искушаем; мы не знаем, как: никакое Писание не сообщает о том. Почему?" - спрашивает Ориген и отвечает: - потому что никто не поверил бы несказанному величью этой борьбы, ибо через все искушения, какими только может человек искушаться, прошел Господь"3.
Братьям Своим должен был уподобиться во всем, чтобы милостивым быть... Ибо, как Сам претерпел, быв искушен, то может и помочь искушаемым (Евр. 2, 17-18).
"С немощным изнемогал, с алчущим алкал, с жаждущими жаждал", - искушался с искушаемым.
VII Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если придет другой во имя свое, его примите (Ио. 5, 43). Кто этот "другой"? Призрак? Нет, человек из плоти и крови, такое же лицо историческое, как Сам Иисус, - дьявол всемирной истории, двойник Христа - Антихрист.
VIII Кто больше любит людей, - избранных только, немногих, спасающий в свободе, Христос, или в рабстве спасающий всех, Антихрист? Вот искушающий вопрос дьявола, поставленный в исторических судьбах одной лишь Западной Римской церкви, взявшей меч кесаря, - утверждает Достоевский, как будто не связаны исторически с тем же мечом и судьбы Восточной церкви: там папа - кесарь, здесь кесарь - папа. Тот же вопрос ставится в ином порядке - не исторического, внешнего, а религиозного, внутреннего опыта: чудо от веры или вера от чуда? кто любит больше людей, - Христос ли, спасающий свободною верою немногих избранных, или Антихрист, спасающий рабскою верою всех?
IX "В Бога твой Инквизитор не верует, вот и весь его секрет!" - заключает Алеша Карамазов. - "Наконец-то ты догадался". - "Действительно, только в этом и весь секрет", - соглашается Иван.
Познаете истину, и истина освободит вас (Ио. 8, 32), остерегает от нее Христос.
Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ио. 8, 36). Рабство с Антихристом, свобода со Христом - вот наш ответ Искусителю.
X Сила дьявола не в том, что он говорит, а в том, что делает молча. Судя по тому, куда идет мир сейчас, Христос победил искушения в пустыне один, для Себя одного, а мир все еще и сейчас, как, может быть, никогда, искушается дьяволом.
XI Как спастись, значит сейчас для мира: как со Христом победить три искушения Антихриста? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, как победил их сам Христос, а для этого надо знать, как и чем Он искушался.
XII Что это действительно так, - подтверждается уцелевшим отрывком Эбионитского Евангелия, где ученики вспоминают: Сказывал нам Господь, что сорок дней говорил (состязался) с Ним и искушал Его дьявол5. Это же и в наших канонических Евангелиях, от Луки и Матфея, подтверждается косвенно. Повел Его (дьявол) в Иерусалим и поставил Его на крыле храма. Очень вероятно, что "крыло" это - одна из двух боковых колоннад притвора Соломонова, - та, что обращена к югу, к долине потока Кедрона. Доступ на деревянно-плоскую кровлю ее открыт был всем, даже язычникам: можно было ходить по ней, как по гульбищу; здесь же, во время больших иудейских праздников, стояли на часах римские воины6. Внешняя стена колоннады построена была над такою отвесною кручей, что, если подойти к самому краю стены и глянуть между зубцами вниз, "голова кружится", вспоминает Иосиф Флавий7.
Бросься отсюда вниз!
XIII Та же историческая подлинность воспоминания подтверждается и уцелевшим отрывком "Евангелия от Евреев", где сам Господь вспоминает о первом здесь, втором у Луки, третьем у Матфея, искушении Царствами: ...Тотчас - (после Крещения) - взяла Меня Матерь Моя, Дух Святой, за один из волос Моих, и вознесла на великую гору Фавор8. Что это значит, - на арийских, новых языках, непонятно: Матерь-Дух, возносящая Сына Своего за один из волос Его, - непредставимый для нас, как будто нелепый и кощунственный, образ. Но на языках древнесемитских и на родном языке Иисуса, арамейском, это понятно, хотя тоже "удивительно ужасно". Rucha - не Он, а Она - Дух, Дыхание уст Божиих, как бы тихая буря, тише всего, что есть на земле, а всего неодолимее, - схватывает ветхозаветных пророков за "прядь волос" и возносит, "восхищает" на высоту: ...взял меня за волоса головы моей Дух, и поднял между землей и небом (Иез. 8, 3). Сына же берет Мать только "за один волосок", потому что силою влечь Его не надо Ей: Он Сам идет, летит за нею, летящею, так что и прикосновения тишайшего довольно, чтобы взлетел9.
XIV Здесь, в искушении Царствами, у двух синоптиков, вместо Духа Святого, - дьявол: у Матфея, "дьявол берет Иисуса на весьма высокую гору" (4, 8); у Луки, "возводит" Его не на гору, а на какую-то неизвестную высоту, ἀναγαγών, должно быть потому, что, уже не видя глазами чуда - "прорыва-прозрения" в иную действительность, Лука сомневается, чтобы с какой бы то ни было горы можно было увидеть "все царства мира" (4, 5). Но у всех трех синоптиков возводит Иисуса в пустыню для искушения Дух Святой, а в уцелевшем у св. Юстина отрывке неизвестного Евангелия - дьявол: ...только что вышел (Иисус) из Иордана... дьявол, приступив к Нему, искушал Его, как написано о том в Воспоминаниях Апостолов10. Там, где в одном Евангелии Дух Святой, в другом - дьявол, и наоборот. В том-то и ужас всего Искушения, может быть не только для нас, но и для слышавших о нем из уст Самого Иисуса, что два борющихся из-за Него Духа, как бы в смерче два вихря, свиваются и смешиваются так, что уже нельзя различить, где один, где другой, кто один, кто другой.
XV Так же спутан и порядок искушений: у Матфея второе искушение - полетом, третье - царствами; у Луки наоборот; а в Евангелии от Евреев уже все три переставлены: первое - царствами, второе - полетом, третье - хлебом. А ведь этим-то именно - порядком искушений - все и решается в их тройной - дьявольской, божеской, человеческой диалектике.
XVI В двух кратчайших и темнейших стихах Марка - двух, как бы в темноте на ухо прошептанных, неразгаданных тайнах - ужас этот чувствуется особенно. Здесь уже Дух не "ведет" и не "возносит" Иисуса, а "гонит" Его, тотчас после Крещения (Марково-Петрово "тотчас", ἐυθύς, здесь особенно стремительно), "кидает", ἐκβάλλει, "выкидывает" из обитаемых мест в пустыню, как дыхание бури - сорванный с дерева лист. Как бы с математической точностью физики земной: угол падения равен углу отражения, правый маятника размах равен левому, - действует и закон небесной метафизики: сколько исполнился Духом Святым Иисус, столько же искушается дьяволом. И был Он там в пустыне сорок дней искушаем. И был со зверями, и Ангелы служили Ему (Мк. 1, 13). Как был искушаем? почему рядом с Ангелами звери? откуда они, и какие, - настоящие ли звери пустыни, или только рожденные дьяволом призраки? И что они делают с Искушаемым? Марк-Петр молчит об этом; знает, может быть, больше, чем говорит, но язык прилипает к гортани от ужаса.
XVII Господи, дай мне искусить Христа-Мессию, - как будто не просит сатана (в Талмуде), а по какому-то праву требует, зная, что Бог отказать ему не может11. Вот он в руке твоей (Иов. 2, 6), - говорит Господь сатане о непорочном Иове; скажет и о Сыне Единородном. Сына Отец предаст для искушения дьяволу: это даже не страшно, а невообразимо для нас, существ живущих в трех измерениях, как то, что происходит в измерении четвертом. Сына возносит Матерь-Дух дыханием-лобзанием любви, тишайшим, и тоже передает, как бы из рук в руки, дьяволу. И вольно, радостно, как учащийся ходить младенец, Сын идет от Матери, - зная или не зная, к кому идет и зачем? Не страшно и это, а невообразимо для нас. В голову могло ли прийти что-либо подобное существам, живущим в трех измерениях, если бы о том не сказало им Существо иного измерения? Вот знак подлинности всего свидетельства, уже нечеловеческий, как бы небесным огнем на земном событии выжженная печать.
XVIII К воле человеческой, во всяком искушении, если вообще слово это что-либо значит, приближается зло нечеловеческое - дьявол. И чем сильнее искушаемый, тем искушение сильнее; тем тоньше волю от зла отделяющий волосок.
Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий, - если это и малые бесы в одержимых знают, то тем более - он, некогда светлейший из Сынов Божиих, Сына Единородного бывший брат. Знает, видит Рождество, Благовещение, Богоявление; но слепнет, как мы, в одной ослепительной точке; спрашивает, как мы: что такое чудо? Вера ли от чуда, или чудо от веры? Было это или не было?
XIX Знает ли Иисус, что не согрешит, уже в ту минуту, когда искушается, или еще не знает, потому что этого не может знать Сын человеческий, не хочет знать Сын Божий? Знает это Сам Отец, или тоже не хочет знать, чтобы не отнять у Сына драгоценнейшего дара любви - свободы?13
Любовь - Свобода. Ею-то и побеждает Иисус дьявола, и победит Христос Антихриста.
XX Если бы мы узнали, наконец, что именно в эти сорок дней, за нас, именно этим - любовью-свободой, искушал Христа Антихрист, то, может быть, в сердце нашем дописалось бы, начатое Достоевским, "утаенное Евангелие", -
|