Важнейшие произведения
21.02.2021 - В Раздел критики добавлена статья В.Ф. Ходасевича о Дмитрии Мережковском, добавлена статья Михаила Цетлина о Дмитрии Мережковском. Исправлены неточности в ранее размещенных материалах. 15.07.2019 - В биографии Дмитрия Мережковского исправлена ошибка. 12.02.2018 - Добавлен ряд открытых писем Мережковского, а также фрагменты личной переписки. 28.01.2017 - Добавлено произведение "Рождение богов. Тутанкамон на Крите" и роман "Мессия". 27.01.2016 - Добавлена масса публицистических и критических материалов Дмитрия Мережковского. 05.02.2014 - Добалены новые стихотворения Мережковского. 31.12.2010 - Коллектив редакторов сайта сердечно поздравляет всех с наступающим Новым Годом! |
Его Лицо (в Евангелии)Жизнь Иисуса Неизвестного - Мережковский Д.С. 1932 I "Если только увижу лицо Его, спасусь", - думал, может быть, мытарь Закхей, взлезая на смоковницу; взлез, увидел, спасся. Может быть, и мы спаслись бы, если б увидели. Но это очень трудно. Странное лицо, подобное той книге, где оно отражается, как в зеркале: сколько ее ни читай, нельзя прочесть; все кажется, - не дочитал или что-то забыл, не понял чего-то, а перечтешь, - опять то же; и так без конца. Этого лица нельзя увидеть: сколько ни смотри на него, все кажется чего-то не доглядел, не понял. Смотрят - не видят миллионы человеческих глаз, две тысячи лет, и будут, вероятно, смотреть до конца времен, - не увидят.
II "Плотский образ Иисуса нам неизвестен", - сообщает св. Ириней Лионский, уже в конце II века предание, идущее, вероятно, от Мужей Апостольских, Поликарпа и пресвитера Иоанна Эфесского, а может быть, и от самого Иоанна, сына Заведеева, "ученика, которого любил Иисус"1. - "Мы совершенно не знаем лица Его2, - уверяет и бл. Августин, и прибавляет: образ Господень, от разнообразия бесчисленных мыслей, меняется"3: только ли от наших мыслей или от чего-то и в самом лице?
III Старенький, плохенький, не помню где и когда мною купленный, снимок с Нерукотворного Спаса в Московском Успенском соборе, - Им самим будто бы на полотне запечатленного и царю Авгару Эдесскому посланного Лика, - годы и годы висел у меня на стене, так что, глядя на него слепыми от привычки глазами, я уже не видел его. Но как-то раз, задумавшись о лице человека Иисуса, я подошел к снимку, вдруг увидел его и ужаснулся. Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный (Лк. 5, 8). Взор нечеловеческих, как бы с того света глядящих, глаз чуть-чуть отведен в сторону; душу мне испепелил бы, если бы глянул мне прямо в глаза: точно милует, ждет, чтобы мой час пришел. А на лбу, под самым пробором, выбилась из-под гладких волос - геометрически-тщательно, как по циркулю, выведенных, параллельно вьющихся линий, - упрямая детская челка, как у плохо подстриженных деревенских мальчиков, и жалобно-детские губы чуть-чуть открытые, кажется, шепчут: "Душа Моя была во Мне, как дитя, отнятое от груди матери". Царь ужасного величья.
и это, простое-простое, детское, жалкое.
IV В двух "золотых легендах", legendae aureae, средних веков выражен глубокий смысл этой неизобразимости, "нерукотворности" Спасова Лика.
паче всякого человека обезображен был лик Его, и вид Его паче сынов человеческих (Ис. 52, 14). Смысл всех трех легенд один: только в сердце любящих Господа и страдающих с Ним, неизобразимый Лик Его, как на Вероникином плате, запечатлен.
V Помнят его святые, забыли грешные. Правда ли, что мы ничего не знаем и не можем знать о лице человека Иисуса? Сколько их ложных Мессий, воров и разбойников, гнусные лица в памяти своей запечатлела история, а лицо Христа забыла. Если бы это было так, надо бы поставить крест на человечестве.
VI "Знать Христа во плоти" Павел не хочет (II Кор. 5, 16), а все-таки знает. Я ношу язвы, στίγματα, Иисуса Христа на теле моем (Гал. 6, 17). Язвы эти, вероятно, такие же, как у Франциска Ассизского, открывающиеся и иногда точащие кровь, как настоящие, только что прободенные гвоздями, раны. Чтобы так быть сораспятым Господу, надо было Павлу чувствовать тело Его, как свое, и, уж конечно, видеть Его лицо. Когда он говорит: "Бог послал Сына Своего в подобие, homoiôma, плоти греховной" (Рим. 8, 3), то для него это "подобие" вовсе не "призрак", phantasma, как для позднейших докетов, а такая же действительная, как у всех людей, только иного качества, плоть.
Обнищал, ради нас (I Кор. 8, 9). - Уничтожил - опустошил Себя, ἐκένωσεν, приняв образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил. 2, 6-8). В этом образе нищего, смиренного, до крестной смерти послушного раба, Павел не отвлеченно мыслит, а плотски чувствует живую плоть человека Иисуса, видит Его живое лицо; но вместе с тем видит и чувствует в Нем иную плоть; больше, чем метафизически отвлеченно знает, - видит и осязает плотски физически, что "вся полнота Божества, πλἠρωμα, обитает в Нем телесно" (Кол. 3, 9).
VII "Тело Его не совсем такое, как наше", - это, вероятно, чувствуют "знающие Христа по плоти", ближайшие к Нему ученики, еще сильнее Павла. Ходит по земле, говорит, ест, пьет, спит, как все люди; и вдруг, в одном каком-нибудь движении, выражении лица, звуке голоса, - что-то иное, на людей не похожее, как бы от земного тела неземное веяние: Дух Божий нюху человечьему - то же, что человечий запах нюху звериному.
VIII Климент Александрийский сообщает, что в кругу учеников Иоанна, - Апостола или Пресвитера, нам безразлично, - существовало до конца второго века предание о "призрачности" Иисусова тела7. Грубый и нелепый вывод: "В тело человеческое не облекался Господь, но был призраком, phantasma"8, - сделают позднейшие докеты из этого предания, может быть, хранящего следы исторически подлинного воспоминания о том, что действительно испытывали знавшие Христа по плоти, ближайшие ученики Его, и что выразил Павел в словах об Иисусовом "подобии плоти", homoiiôma.
Брал Он меня на грудь Свою, когда возлежали мы с Ним за трапезой и, я, припадая к груди, Его чувствовал ее то гладкой и мягкой, то камню подобной, - когда же хотел я удержать Его, то осязал иногда вещественно-плотское тело, а иногда бесплотное, как бы ничто.
Что это опять, сон или явь? Такой же ли и здесь "обман чувств", "галлюцинация", как там, на Геннисаретском озере, когда ученики видят "призрак", или такое же прозрение в иную действительность? Только ли внутреннее что-то происходит в теле ученика, или внутренне-внешнее в обоих телах, ученика и Учителя? Как бы мы об этом ни судили, могло сохраниться и в этом предании исторически подлинное свидетельство о том, что, по слову другого Иоанна, вероятно, "ученика, которого любил Иисус", - было от начала; что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши (I Ио. 1, 1), - о Сыне Божием, пришедшем в "подобии" плоти человеческой. Часто, бывало, идучи за Ним, искал я следов Его на земле, но не находил, и мне казалось, что Он идет, не касаясь земли, - вспоминает опять тот же неизвестный Иоанн10.
вот Я с вами до скончания века. Аминь (Мт. 28, 20).
IX Другое предание, из того же круга эфесских учеников, сохранилось в "Деяниях Иоанна". Взял Он с Собою меня (Иоанна), Петра и Иакова на гору, где, по обыкновению, молился. И увидели мы на Нем такое сияние (славу, δόζη), что никакое человеческое слово не могло бы этого выразить. - И, подойдя к Нему потихоньку, так, чтоб Он не слышал, остановился я и посмотрел на Него сзади и увидел, что нет на Нем вовсе одежды, и нет ничего, что мы (прежде) видели в Нем, и что Он не человек. Ноги же Его были снега белее, так что земля от них осветилась, а голова Его касалась неба. И вскричал я от страха. Он же, обратившись ко мне, снова стал, как человек, и, взяв меня за подбородок, сказал: "Иоанн! не будь неверующим..." И я сказал: "Господи! что же я сделал?" Он же отвечал мне: "Не искушаемого не искушай"11. Жадное, как у маленьких детей, любопытство, детские хитрости, детские страхи, и жалость Учителя к ученикам, как взрослого к детям - все это здесь так просто и простодушно, так живо передано, что кажется опять исторически-подлинным воспоминанием, хотя и очень смутным: люди видят лицо Господне, как рыбы видят солнце сквозь воду.
X Есть у человека бессмертный Двойник, светящийся облик второго "духовного тела" его, "внутреннего лица", так называемый Ка, - учит древнейшая книга в мире, египетская "Книга Мертвых". Это - "пневматическое" (pneumatikos), духовное тело апостола Павла. Кажется, и в "Деяниях Иоанна" говорится о таком же "Двойнике" человека Иисуса. Было то в одном Геннисаретском доме, где мы ночевали с Учителем. Я, укрывшись с головой одеждой, наблюдал за Ним, что Он делает, и сначала услышал, как Он говорит мне: "Иоанн! спи". И я притворился спящим, и тогда увидел Другого, подобного Ему, и услышал, как Тот, Другой, говорил Ему: "Избранные Тобою не веруют в Тебя, Иисус". И отвечал Ему Господь: "Правду Ты говоришь, но ведь они люди"12. Кто этот неузнанный Иоанном, Иисусов Двойник, мы, может быть, поняли бы, если бы прочли, как следует, Апокриф Pistis Sophia, очень смутное, как сквозь темную воду глубокого сна, предание-воспоминание об Иисусе Отроке и Духе Отроковице, "совершенно Друг Другу подобных" и соединившихся в поцелуе небесной любви13.
XI Кажется, тот же Двойник, "астральное тело" Иисуса, таинственный Ка, является в другом "утаенном Евангелии", Апокрифе Матфея: Почивал ли Он ночью или днем, было над Ним Божественное Свечение, claritas Dei splendebat supereum14. Самая ребяческая из наших наук, "метапсихика", называет это светящееся тело человека непонятным словом aura, вместо евангельского, понятного - "сияние", "слава", δόζη.
Если тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием (Лк. 11, 36). Этот внутренний "светильник" и есть внутреннее "духовное тело", внутреннее лицо человека.
XII "Я видел себя юношей, почти мальчиком, в низкой деревенской церкви. Красными пятнышками теплились перед старинными образами восковые тонкие свечи. Радужный венчик окружал каждое маленькое пламя. Темно и тускло было в церкви. Но народу стояло передо мною много. Все русые крестьянские головы. От времени до времени они начинали колыхаться, падать, подыматься снова, словно зрелые колосья, когда по ним медленной волной пробегает летний ветер.
Этот "Апокриф", не ложное, а тайное о Лике Христовом "Евангелие", мог быть написан только человеком хотя от Христа отрекшимся, но все еще сохранившим в сердце своем образ Его, - сыном той земли, о которой сказано: Удрученный ношей крестной,
XIII Сделался подобным (всем) людям, и по виду стал как человек, - говорит Павел (Фил. 2, 7). Видом (лицом) не отличался от всех других людей, - сообщает, во II веке, Цельз-Ориген, кажется, очень древнее, может быть, из неизвестного нам источника, предание-воспоминание17. Был лицом, как все мы, сыны Адамовы, - подтверждает Иоанн Дамаскин, в VIII веке, ссылаясь тоже на предания-воспоминания, должно быть, первых веков христианства18.
XIV Два Нерукотворных Лика: римский, западный, на Вероникином плате, - страдающий Раб; и византийский, восточный, на Авгаровом плате, - торжествующий Царь, - Rex tremendae majestatis,
Тот, Кто явится миру в последний день, когда люди скажут горам и камням: падите и скройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца (Откр. 6, 16-17). В этой-то "согласной противоположности", антиномичности: "как все" - "как никто", и заключается одна из причин неизобразимости Лика Господня.
XV Церковь, в предании о Лике, разделилась надвое. Иисус прекрасен, - утверждает одна, кажется, очень древняя, половина предания. Есть, может быть, у ев. Луки намек на красоту Иисуса. Если греческое слово χάρις, латинское gratia, в стихе об Иисусе отроке (2, 52), относится не к духу, а к телу Его, или не только к духу, но и к телу, что тем вероятнее, что и предыдущее слово ήλικία (не "возраст", в смысле числа годов, как иногда переводится, а "рост тела") относится к телу, то χάρις значит "красота", "прелесть", gratia, так что общий смысл стиха таков: "Иисус рос и хорошел".
Блаженно чрево, Тебя носившее, и сосцы, Тебя питавшие (Лк. 11,27); и в Преображении, могло ли бы лицо Его "просиять, как солнце" (Мт. 17, 2)?
Ты прекраснее сынов человеческих (Пс. 45, 3).
XVI Так в одной половине предания, а в другой, не менее древней, Иисус "безобразен", - Паче всякого человека обезображен был лик Его, и вид Его, паче сынов человеческих, - исполнилось на Нем и это пророчество (Ис. 52, 14). "Уничижил - опустошил Себя" во всем, и в этом.
Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе (Пс. 21, 7),- страшное слово это из того же псалма, откуда и крестный вопль, Сабахтани, вложит Тертуллиан в уста самого Господа25.
XVII Церковь-Невеста сначала забыла лицо Христа-Жениха, а потом приснилось ей, будто Он - чудовище. Как могло это быть?
Был Он и прекрасен и безобразен, formosum et foedum, - верно, может быть, поняли это "Деяния Петра"26.
XVIII Вспомним не только, увы, ренановского "обаятельного Равви", Магдалинина "Возлюбленного" (единственную в веках пошлость наших дней), но и фарфоровые куколки церковных Иисусов, и если мы еще сохранили достаточно вкуса, чтобы ненавидеть эту приторно-тошную гнусность, метерлинковскую "душу сахара", то, может быть, мы поймем, что та непостижимая для нас, ужасающая "красота-безобразие" Лика Господня есть горькое от сладкого яда противоядие и что первые века христианства здесь еще знают, помнят что-то о лице Иисуса.
XIX Я не то, чем кажусь27. Это, конечно, неподходящее слово Господне, Аграф, в "Деяниях Иоанна", может быть, дает нам возможность заглянуть в то, что действительно испытывали видевшие живое лицо Иисуса. Тайну этого слова и объясняет, и углубляет Ориген: Будучи Самим Собой, как бы не Собой являлся людям, Cum fuisset ipse, duasi non ipso omnibus videbatur. Вида одного не имел, но менял его, сообразно с тем, как мог видеть Его каждый; каждому являлся в том образе, какого достоин был каждый28. Вот почему и св. Антонин Мученик не может разглядеть, как следует, на нерукотворной иконе, "постоянно меняющегося Лика".
XX Так увидите Меня в себе, как видит лицо свое человек в зеркале30. Лица человеческие, как мертвые камни, неподвижны, неизменны, только Его лицо, как живое пламя, вечно движется, изменяется и потому неуловимо для взора, неизобразимо для кисти. Слава Тебе, Иисус Многовидый, πολύμορφος, - скажут "Деяния Фомы"31. "Лика Господня изображения от разнообразия бесчисленных мыслей меняются", - верно понял и Августин, но сделал отсюда неверный вывод, что мы о лице Иисуса ничего не знаем.
алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и не вы напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был болен и в темнице, и не посетили Меня (Мт. 25, 42-43). В каждом лице страдающего брата нашего - Его лицо. Кто видел брата, видел Господа (Agraphon).
XXI Странный и жуткий апокриф дошел до нас в "Деяниях Иоанна".
"Что нужно от нас этому мальчику? Зачем Он зовет нас на берег?" - сказал мне (Иоанну) брат мой, Иаков. И я спросил его: "Какой мальчик?" Он же отвечал мне: "Тот, кто кивает нам головой". - "Свет у тебя помутился в глазах, брат мой, Иаков, от многих бессонных ночей, проведенных нами на озере. Разве ты не видишь, что перед нами высокого роста, с прекрасным лицом, радостно на нас взирающий, муж?" - "Нет, не вижу, но подплывем к берегу, узнаем, что это такое".
Что это, нелепая сказка, или опять рыбий взгляд на солнце сквозь воду, - смутное и чудовищно-преувеличенное, как в бреду, воспоминание о том, что действительно испытывали эти суеверные и простодушные, как дети, рыбаки галилейские от не совсем трехмерного, в нашу земную геометрию не совсем входящего, лица Господня?
XXII Самое общее из всех человеческих лиц, все их включающее в себя, как все треугольники включает в себя геометрическая фигура треугольника, - лицо второго Адама, - это один из двух полюсов, а другой: самое особенное, ни на какое другое лицо непохожее, единственно-личное из всех человеческих лиц. Эти-то два полюса и надо соединить, чтобы увидеть Его живое лицо. Все изображения лика Господня, от катакомбного Доброго Пастыря, напоминающего бога Гермеса, с безбородым и безусым, нежным, как у девушки, лицом, до Нерукотворного Спаса, "Царя ужасного величья", в византийских мозаиках, - суть не что иное, как неутолимо-жадные, в веках и народах, поиски этого живого лица.
...Среднего роста Человек... С таким лицом, что всякий, видящий Его, любит Его или страшится. Темно-русые, почти гладкие до ушей, а ниже вьющиеся, на концах более светлые, с огненным блеском, по плечам развевающиеся волосы, с пробором по середине головы, согласно назарейскому обычаю; гладкое чело, и безмятежно-ясное; густая, но недлинная, раздвоенная борода, того же цвета, как волосы. Вид простой и благостный. Темно-синие (caerulei, цвета морских глубин), меняющиеся, разные глаза. Страшен во гневе, ласков и тих в увещании; весел с достоинством.
XXIII Есть еще два апокрифа или предания о лице Иисуса - одно, у Иоанна Дамаскина, VIII века, другое - у последнего церковного историка, Никифора Каллиста, XIV века. Оба ссылаются на древнейшие, неизвестные нам, свидетельства, идущие, судя по ссылке Дамаскина, от первых веков христианства, что согласно и с Августином, упоминающим о многих, бывших до него, постоянно "меняющихся" изображениях. Очень вероятно, что все трое, Дамаскин, Лентул и Каллист, черпают независимо друг от друга из этих общих, древнейших источников.
XXIV Медленно, постепенно и трудно, черта за чертой, как в драгоценной мозаике - камешек за камешком, складывается многообразно-единый, Нерукотворный Лик, чьи бесчисленные, "постоянно меняющиеся" изображения совпадают иногда поразительно в мельчайших "особых приметах". Вспомним "верхнюю губу, покоящуюся на нижней", в русском апокрифе, и точно такую же, детски жалобно, как бы от недавнего плача, немного припухшую, в винчьевском рисунке; вспомним "легкие, по плечам развевающиеся волосы", в апокрифе Лентула, и золотисто-прозрачное облако рыжеватых волос, в том же винчьевском рисунке; вспомним "сильно выгнутый нос", у Дамаскина, "смуглый цвет лица", у Лентула, "рыжеватый цвет бороды", у Каллиста, - все, должно быть, признаки иудейской крови, и тонко, по-девичьи, выгнутый, тоже, несомненно, иудейский нос и рыжеватый, иудейский цвет волос, опять в винчьевском рисунке. Вспомним, наконец, неизменный, от VI-VII века до наших дней, "пробор по середине головы" и "раздвоенную бороду".
Вот Я с вами во все дни до окончания века. Аминь. Могут ли не видеть лица Его те, с кем Он всегда? Нет, люди что-то знают о лице Его, помнят и никогда не забудут; в памяти и в сердце человечества неизгладимо и нерукотворно, Господом самим запечатленный Лик Его не призрачен.
XXV Что же значит: "Мы лица Его не знаем?" Значит: с тою же силою, как некогда Петр сказал Иисусу: "Ты - Христос", - никто сейчас не скажет Христу: "Ты - Иисус"; с тою же ясностью, с какою некогда Петр увидел божеское лицо Христа в человеческом лице Иисуса, никто сейчас не увидит лица человеческого в Божеском, и не услышит никто: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, а Отец Мой, сущий на небесах (Мт. 16, 17). Кажется, с нами происходит сейчас то же, что с двумя учениками на пути в Эммаус, когда сам Господь, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Когда же узнали, - Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше? (Лк. 24, 15-32). Так Он и с нами идет на страшно-долгом пути от первого ко второму Пришествию, - в том, что мы называем "историей" так и мы Его не узнаем. О, если бы и в нас так же сердце горело!
|