Важнейшие произведения
21.02.2021 - В Раздел критики добавлена статья В.Ф. Ходасевича о Дмитрии Мережковском, добавлена статья Михаила Цетлина о Дмитрии Мережковском. Исправлены неточности в ранее размещенных материалах. 15.07.2019 - В биографии Дмитрия Мережковского исправлена ошибка. 12.02.2018 - Добавлен ряд открытых писем Мережковского, а также фрагменты личной переписки. 28.01.2017 - Добавлено произведение "Рождение богов. Тутанкамон на Крите" и роман "Мессия". 27.01.2016 - Добавлена масса публицистических и критических материалов Дмитрия Мережковского. 05.02.2014 - Добалены новые стихотворения Мережковского. 31.12.2010 - Коллектив редакторов сайта сердечно поздравляет всех с наступающим Новым Годом! На правах рекламы: • businessolog.ru сайт наших партнеров |
Кесария ФилипповаСлужение Господне - Мережковский Д.С. 1932 I Ирод Филипп, четверовластник, сделал столицей, своей древний город бога Пана, Паниас, на южных предгорьях Антиливана, у подножия Ермона, отстроив его заново, со всем великолепием эллино-римского зодчества, и назвав "Кесарией", в честь кесаря Августа1. Но верной осталась древнему богу земля его и под новым именем. "Жив Великий Пан", - журчали воды, шумели листья, жужжали пчелы; и гром гремел, и трепетала звездами ночь от радости, что жив великий Пан.
II Отец Ирода Филиппа, Ирод Великий, тот самый, что "искал погубить Младенца" Спасителя (Мт. 2, 23), воздвиг земному богу, кесарю Августу, иному "Спасителю", на узком выступе скалы над самой кручей, где зияла пещера Паниона с Иорданским источником, великолепный, из белого мрамора, эллинского зодчества храм. Были, должно быть, и на нем, как на всех подобных храмах, посвятительные надписи; какие - мы можем судить по дошедшим до нас, надписям, Приенской и Галикарнасской, от 9 года до Р. X., прославляющим день рождения Августа:
III Путнику, восходившему, как Иисус, в летние дни, с раскаленной равнины Геннизара на лесистые предгорья Антиливана, у Кесарии Филипповой, где, в многоводных и густолиственных рощах Пана, веет и в самые жаркие дни сквозь благовонный мед лавро-розовых чащ девственный холод Ермонских снегов, - путнику казалось, что, выйдя из адского пекла, входит он в свежесть райских садов.
Сын человеческий не имеет, где приклонить голову (Мт. 8, 20). Здесь приклонил на глубокие, между корнями дубов, мягкие - мягче изголовий царских - мхи; здесь отдохнул перед последним путем, Крестным.
IV Более чем вероятно, что свидетельство Марка об утаенно-скитальческом пути Господнем в Кесарию Филиппову относится к тому древнейшему, может быть, доевангельскому, слою преданий-воспоминаний, где исторически подлинно все, насколько вообще религиозный опыт, сверхисторический, вместим в порядок истории. Вот одно из тех свидетельств, где все еще слышится живой голос Петра сквозь голос Марка: Петр говорит, Марк записывает. В этом убеждает нас редчайшая во всех вообще евангельских свидетельствах, а в Марковых особенно, точность в указаниях места и времени.
а вы за кого почитаете Меня? Или еще удивительнее в греческом подлиннике: а вы что обо Мне Говорите, - кто Я такой?
Темный у синоптиков, ясный только в IV Евангелии вопрос: не хотите ли и вы отойти от Меня? (Ио. 6, 68), - как отошел Израиль, и отойдет, может быть, весь мир? Сказано ли это Иисусом или только подумано, - глубже и исторически подлинней нельзя объяснить того, из чего вышло все Кесарийское действие. Здесь, как почти везде, первый и лучший истолкователь синоптиков - Иоанн.
Дней через шесть, μετὰ ήμέρος ἔ (9, 2), - после того вопроса: "Кто Я такой?" - будет услышан ответ на горе Преображения: Сей есть Сын Мой возлюбленный (Мк. 9, 7). "Дней через шесть", - по свидетельству Марка, а по свидетельству Луки (9, 28): "через восемь". Шесть - восемь: около семи - седмица. Эта, Кесарийская, и та, Страстная: эта - как бы тень и прообраз той; сказано в этой, сделано в той. Здесь, в Кесарии, Марк считает время днями, а там, в Иерусалиме, будет считать уже часами, минутами.
VI Точности в указании времени соответствует точность и в указании места.
Спрашивал Он, дорогою, ἐντη όδῴ, учеников своих (Мк. 8, 27).
VII В пригороды-села, κώμας, Кесарии Филипповой, пошел Иисус (Мк. 8, 27). В пригородах был, а в города не входил. Помнит ли Марк, помнит ли сам Петр, что и это значит? Если через двадцать лет забыл, а через двадцать веков это темное место в памяти Петра осветилось для нас, как внезапным лучом, светом истории, то разве и это не чудесная порука в истине всего свидетельства?
VIII Скупы вообще все евангельские свидетельства на обозначения мест. Только тогда вспоминают их, когда речь идет о главнейших событиях в жизни Христа. В Вифлееме или Назарете - Рождество, в Вифаваре - Крещение, в Капернауме - Блаженная Весть, а в Кесарии что? Здесь впервые людям явлен Крест.
Кто хочет идти за Мною... возьми свой крест (Мк. 8, 34). Или, по "незаписанному" в Евангелии слову Господню, Аграфу: кто не несет креста своего, тот Мне не брат8. Сын человеческий сделается Братом человеческим впервые здесь, в Кесарии Филипповой. Первенцем был между многими братьями (Рим. 8, 29), - скажет Павел. К братьям Моим иди (Ио. 20, 17), - скажет сам Господь, по воскресении.
IX Это лицо Брата, неузнанное тогда, и теперь, через две тысячи лет, все еще неизвестное, потому что слишком человеческое - в Божеском, является здесь, в Кесарии Филипповой, так, как, может быть, нигде в жизни человека Иисуса, кроме Гефсимании. Но уже и здесь, в самом Евангелии, религиозный опыт застилается позднейшим догматом, лицо Иисуса, Сына человеческого, - лицом Христа, Сына Божия, как слишком ярким полуденным светом застилается даль. Тайну Иисуса во Христе уже само Евангелие открывает невольно, нехотя, как бы вопреки себе. Здесь, в Кесарии Филипповой, как нигде, кроме Гефсимании (но и ее начало уже здесь), борется, может быть, не только в сердце учеников, но в сердце Петра, нашего главного свидетеля, но и в сердце самого Учителя, - Иисус с Христом, Сын человеческий - с Сыном Божиим. Кто Кого победит, - вот вопрос Кесарии Филипповой.
Я не тем казался, чем был;
говорит Иисус в "Деяниях Иоанна"9; это мог бы Он сказать и нам, через две тысячи лет. Все еще Он кажется и нам, так же, как ученикам своим, или только Иисусом, или только Христом; все еще и мы до конца не поняли тайны Кесарии Филипповой: Иисус - Христос. Мог бы Он сказать и о нас, как о них: те, кто со Мной, Меня не поняли10.
X Чтобы понять разговор, как следует, надо знать не только, о чем люди говорят, но и где. "Спрашивал (Иисус) дорогою учеников своих", - кажется, не значит: "идучи дорогой". Слишком невероятно, чтобы тринадцать человек могли на ходу говорить или хотя бы только слушать, участвовать молча в беседе о сокровеннейшей тайне своей, о том, от чего зависит спасение не только их, но и всего человечества. Кажется, "дорогою" значит: "в пути", "в странствии".
...Однажды, когда Он молился в месте уединенном κὰτὰ μόνας, и ученики были с Ним, Он спросил их... (Лк. 9, 18). Перед каждым великим шагом в жизни своей молится Иисус, чтобы узнать волю Отца: так же и перед этим, величайшим - первым шагом на Крестном пути, потому что Крестный путь начинается для Него уже здесь, в Кесарии. Молится почти всегда в ночные часы или вечерние. Так же, вероятно, и теперь, в конце дневного пути, на привале у костра, под сенью одной из священных Кесарийских рощ бога Пана, у одного из множества русл Иорданского источника, а после молитвы и такого же, может быть, преломления хлеба, как на той последней Тайной Вечере, спрашивает учеников: что говорят обо Мне люди, - кто Я такой? Так по свидетельству Марка (8, 27), а по Матфееву (16, 13): что говорят люди о Сыне человеческом, - кто Он такой? И, наконец, еще по свидетельству Луки (8, 18): что говорит обо Мне народ, - кто Я такой? Странный, как будто невозможный, вопрос. Чтобы не знать или забыть, что говорят о Нем люди, не должен ли Он был забыть всю свою жизнь - кто Он, где Он, откуда и куда идет; забыть, как уже в начале служения, - весь народ говорил о Нем: не это ли Христос (Мессия)? (Мт. 12, 23); и, в конце, на горе Хлебов, - люди, видевшие чудо... сказали: это истинно тот Пророк, которому должно прийти в мир (Мессия) (Ио. 6, 14); и как хотели Его сделать царем Израиля, новым Иудой Галилеянином или Иродом Великим; и как ушел Он от народа, отверг его, проклял? Все это не должен ли Он был забыть, - как бы вдруг сойти с ума, погрузиться в беспамятство? А если не так, то за явным смыслом вопроса есть тайный. Чувствуют это и ученики, когда отвечают: (одни) говорят, что Ты - Иоанн Креститель (воскресший из мертвых); другие, что Илия, а иные, что один из пророков (Мк. 8, 28).
XI Тайный смысл вопроса чувствуют и ждут, не заговорит ли Он, наконец, о себе уже прямо, не в третьем лице, как всегда: "Сын человеческий", а в первом: "Я"; не скажет ли им Сам, кто Он такой? Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты - Христос (Мессия), скажи нам прямо (Ио. 10, 24). С трепетом ждут, не прозвучит ли, наконец, всегда заглушаемый, но незаглушимый между ними вопрос: а вы что обо Мне говорите, - кто Я такой? (Мк. 8, 29) - Дождались - прозвучал.
Тогда Иисус сказал Двенадцати: не хотите ли и вы отойти от Меня? (Ио. 6, 67). В двух грамматических частицах - в союзе δέ, у синоптиков: "а вы что обо Мне думаете?" и в союзе καί, у Иоанна: "и вы отойти от Меня не хотите ли?" - в этих двух частицах скрыто жало одного вопроса. Вовсе не о том спрашивает Господь, верят ли ученики уже (после Его отвержения Израилем, это было бы нелепо), а о том, верят ли они еще, что Он - Христос. Этот-то именно смысл Кесарии Филипповой, темный у синоптиков, ясен только в IV Евангелии.
XII Можно бы сказать о Кесарийском свидетельстве Марка-Петра то же, что мы сказали о свидетельстве Иоанна: в миг между вопросом и ответом судьбы мира колеблются, как на острие ножа; мир может спастись или погибнуть. Ты - Христос, - ответил Петр - спасся мир. Принял на себя в этот миг и поднял Петр всю тяжесть мира. "Кто Я?" - на этот вопрос Иисуса ответило устами Петра все человечество: "Христос". Петр, в этот миг, больше Иоанна Крестителя, величайшего из рожденных женами, потому что Иоанн все еще сомневается: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? (Мт. 11, 3),- а Петр уже верит. В миг исповедания высшая точка всего человечества - он.
Ты - Христос (Помазанник) Божий (Лк. 9, 20).
XIII Вот мы оставили все и пошли за Тобой (Мк. 10, 28), - скажут ученики, уже в конце служения Господня; то же могли бы сказать и в начале. Чтобы оставить все и пойти за Ним, должны были уже и тогда начать узнавать, что Иисус есть Христос. Мы нашли Христа (Мессию), - говорит Симону брат его, Андрей, еще в Вифаваре (Ио. 1, 40-41). Первый шаг учеников за Иисусом есть уже узнавание, исповедание Христа, и каждый следующий тоже: идут за Ним все дальше, потому что узнают Его все больше. Медленно, долго и трудно узнают. Кто этот Сын человеческий (Ио. 12, 34)? - недоумевают, может быть, вместе с народом. Когда же Он вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение, и говорил: кто это? τίς ἐστίν όύτος (Мт. 21, 10).
Видят, что Он как будто прячется от них, и не понимают, зачем. Кто же Ты? (Ио. 8, 25). - Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо (10, 24). Прямо не может сказать, так же как знамения с неба не может показать "роду сему лукавому и прелюбодейному"; сами должны увидеть, узнать, что это Он.
XIV Лучше всего объясняет исповедание Петра Иоанн: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и узнали, что Ты - Христос. Сын Бога Живого (Ио. 6, 68-69). Главное - то, что "узнали"; не только "уверовали", но и "узнали". Если не узнаете, что это Я, ε᾽γω ἐιμι, то умрете во грехах ваших (Ио. 8, 24).
Это говорит не только иудеям, но и всем, до конца времен не узнающим, - Неузнанный.
Ты ли Христос, Сын Благословенного?
"Кто Ты?" - на этот вопрос отвечает Иисус всегда, и не может ответить иначе, как только одним словом: "Я", ε᾽γὦ ε᾽ιμι. - "Я есмь".
XV Что произошло после исповедания Петра? В ответе на этот вопрос, между Марком, с одной стороны, и Лукой и Матфеем, с другой, - противоречие как будто неразрешимое. ...Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин (по-арамейски, bar-jona), ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах.
Против исторической подлинности этих слов говорит многое. Прежде всего, их отсутствие в свидетельстве не только Луки, но и Марка-Петра. Если слова эти помнят другие - те, от кого узнал их Матфей, мог ли забыть их именно тот, кому они сказаны? А если помнят, то почему скрывает, молчит? Все из-за того же "смирения", заставившего его, будто бы, скрыть и хождение по водам? Это так же невероятно, как если бы Петр умолчал из смирения о том, что удостоился первый увидеть воскресшего Господа. Да и нечем было слишком "гордиться" Петру в Кесарии Филипповой: противовес гордыне дан ему тотчас; так же низко пал, как высоко вознесся. Тотчас же за тем словом Господним: "Блажен ты, Симон Ионин", - услышит другое: "Отойди от Меня, сатана!" Подлинным для него смирением было бы не умолчание, а признание того, с какой высоты он пал.
XVI Это во-первых, а во-вторых: более, чем вероятно, что говорить о "Церкви", в смысле позднейшего греческого слова, ekklesia, Иисус не мог уже потому, что не только этого слова, но и самого понятия не было тогда в Израиле. Он мог произнести, на языке арамейском, только слово kahal, что значит "собрание", "община" иудеев, - по крови и по закону, "обрезанных". Кроме них, никто не входит в kahal; в будущую же Церковь, Экклезию, войдут и язычники, "необрезанные" - "псы". Между Кагалом и Церковью - такая же разница, как между Иудейским Мессией и христианским Христом.
ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мт. 18, 18-20). В том, Кесарийском, слове, "Камень", положенный в основание Церкви, - Петр, а в этом - сам Христос; в том Петр - один над всеми, а в этом Христос - один во всех; путь от Церкви ко Христу - в том, а в этом - от Христа к Церкви. Между этими двумя словами - такое противоречие, что если одно было, то другое не могло быть сказано. Вернее же всего, по нашим трем доводам, что ни одно не было сказано, потому что Иисус о Церкви говорить совсем не мог, и что слово это вложено в уста Его самою Церковью, уже возникавшей в лице первохристианской общины. Будущее здесь перенесено в прошлое, внутренний опыт, религиозный, - во внешний, исторический; мистерия - в историю.
XVII Но если не мог говорить Иисус о Церкви, то и не думать не мог о своей общине, выйдя с учениками из общины Израильской. Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). "Малое стадо" будет великою Церковью. Но это тихое, как бы тишиной Геннисаретского полдня над озером обвеянное, слово, этот шепот о Церкви - как не похож на тот громогласный Кесарийский благовест.
Симон! Симон! вот сатана просил (у Бога), чтобы сеять вас, как пшеницу (сквозь сито).
В том, Кесарийском, слове о Петре какое спокойствие, а в этом - какая тревога, почти страх! Там Петр уже Камень, а здесь все еще только сеемая сатаною пшеница, а если и "камень", то жалко идущий ко дну, как в хождении по водам. ...Если и все соблазнятся о Тебе, я не соблазнюсь.
И вот соблазнился, отрекся, хуже всех: не знаю Человека сего (Мк. 14, 71). Нет, Симон Ионин еще не "блажен", в Кесарии.
XVIII Очень знаменательно переносит IV Евангелие исповедание Петра и его наречение "Камнем" из конца служения Господня, Кесарии, в начало его, Вифавару.
мы нашли Мессию (Христа), - тотчас же верит ему; если еще не словом, то сердцем уже Христа исповедует. "Иисус же, видя его, идущего к Нему" (в первый раз в жизни, должно быть, видит), говорит: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа (Камень) (Ио. 1, 40-41). Слово же о будущих судьбах Петра переносится Иоанном уже в последнее явление воскресшего Господа, на Тивериадском озере. Трижды, соответственно, должно быть, трем отречениям Петра, спрашивает Господь: Симон Ионин! любишь ли ты Меня; - трижды слышит ответ: Господи! Ты знаешь, что я люблю "Тебя, - и трижды завещает: паси овец Моих (Ио. 21, 15-17). Паства - Церковь. Вот куда перенесено Иоанном Матфеево слово о Церкви, - из времени в вечность, из истории в мистерию. Но и здесь Иисус не называет Церкви по имени. Слово это для Него как бы несказуемо. Никогда не говорит: "Церковь", как никогда не говорит: "Христос"; не хочет или не может сказать. Почему? За две тысячи лет христианства никто об этом не спросит.
XIX Принял ли Господь исповедание Петра в Кесарии Филипповой и если принял, то как? Этого не знает Марк, должно быть потому, что сам Петр не знает.
не знаю Человека сего. Так же могло бы сказать и все христианство: так же знает Христа, Бога, но не знает человека Иисуса.
радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна (Ио. 14, 11). Радуется, что Отец привлечет их к Нему: никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец (Ио. 6, 44). Вспомнил, может быть, радость избрания нездешнего: Я вас избрал, прежде основания земли.
по не записанному в Евангелии слову Господню, Аграфу13. Но радость эта смешана с великою скорбью. Душа Моя скорбит до смерти (Мк. 14, 34), - мог бы сказать, уже и в эту Кесарийскую ночь, как в ту, Гефсиманскую. "Царство Божие приблизилось, - уже наступает"; "конец при дверях" - такова, в начале служения Господня, Блаженная Весть, а в конце - скорбная: Царство отдалилось, отступило: еще не скоро конец (Лк. 21, 9). Званых звал на брачный пир, - и не захотели прийти (Мт. 22, 3). Знает, что будет Церковь, и "врата адовы не одолеют ее"; но, если в этом знании - торжество, то лишь надгробное, - над царством Божиим. Будет Церковь, значит: Царства не будет сейчас; могло быть, но вот отсрочено; мимо человечества прошло, как чаша мимо уст. Думает Иисус о Церкви, но не говорит о ней, как любящий думает, но не говорит о смерти любимого. Знает, что Церковь, вместо Царства, - путь в чужую страну, вместо отчего дома; пост вместо пира; плач вместо песни; разлука вместо свидания; время вместо вечности. Церковь - Его и наше, на земле, последнее сокровище, но Церковь вместо царства Божия - пепел вместо огня. Знает Иисус, что "мерзость запустения станет на месте святом". Будет великая скорбь, какой не было от начала мира...
Вот что значит: Церковь вместо царства Божия; вот о чем душа Его скорбит до смерти.
XX ...И грозно повелел ученикам своим никому не говорить, - что Он - Христос. Это, у Марка (8, 30), тотчас по исповедании Петра; это же и у остальных двух синоптиков, почти дословно; должно быть потому, что и это, как тот первый вопрос: "А вы что обо мне говорите, - кто Я такой?" - врезалось в память учеников неизгладимо. "Грозно повелел", ε᾽πετίμησεν, - слово одно, у всех трех синоптиков. "Грозно повелевает" и нечистым духам не говорит о Нем, когда, изгоняемые из бесноватых, исповедуют они Его, кричат: Ты - Сын Божий! (Мк. 3, 11-12).
Что это значит? Так же ли не принимает Господь исповедания учеников (Петр говорит, конечно, за них всех), как исповедания бесов?14 Или сам не знает, принять ли, отвергнуть ли; знает только, что опереться на него нельзя, как на ветром колеблемую трость; строить на нем, как на песке, нельзя.
Видим теперь... и веруем, что Ты от Бога исшел, - могли бы они сказать Ему уже и в эту Кесарийскую ночь, как скажут в ту, Иерусалимскую, последнюю; и мог бы Он ответить им уже и в эту ночь, как в ту: теперь веруете?.. Вот наступает час, и наступил уже, когда вы рассеетесь, каждый в свою сторону, и оставите Меня одного (Ио. 16, 30-32).
XXI ...Грозно повелел ученикам своим никому не говорить о Нем, - и начал учить их, что Сыну человеческому, - (опять только "Сын человеческий", все еще не "Сын Божий", - для Себя и для них), - должно быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о том открыто (Мк. 8, 30-32). Если Марк-Петр вспоминает, что только теперь Иисус начал говорить "открыто", παρρησία, - вот теперь Ты говоришь прямо, и притчи не говоришь никакой; теперь видим, что Ты знаешь все (Ио. 16, 29-30), - то значит, Иисус говорил о том и прежде, но еще сокровенно, в притчах, тоже памятных Марку-Петру: могут ли поститься сыны чертога брачного, доколе с ними жених?.. Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 19-20). "Прямо", "открыто", говорит в первый раз только теперь: "Сыну человеческому должно быть убиту". Это для Него значи!: "быть распяту".
XXII Что такое для Него и для них Крест, в эту минуту, одну из самых человеческих в жизни человека Иисуса? Чтобы это понять, нужно бы нам освободиться от двухтысячелетней привычки, от омертвевшего догмата, даже в самых благоговейных чувствах и мыслях наших о Кресте, а это для нас не то, что снять одежду; это почти то же, что содрать кожу с тела; надо бы так увидеть Крест, как если бы мы его видели в первый раз в жизни.
Кто постыдится Меня и слов Моих, того и Сын человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов (Лк. 9, 26), - говорит Иисус там же, в Кесарии Филипповой, как будто знает, что есть в Нем что-то для людей "стыдное", чем люди "соблазняются". Блажен, кто не соблазнится о Мне (Мт. 11, 6). Крайняя же точка всех человеческих "стыдов-соблазнов" - Крест.
XXIII Проклят всяк, висящий на древе (Втор. 21, 23), - этого не могли не вспомнить ученики, только что Иисус сказал: "Крест". Проклят Богом висящий на древе креста - Сын проклят отцом: можно ли это помыслить, без хулы на Бога?
Разве Он Себя убьет (Ио. 8, 22)? - могли бы и они спросить, как спрашивают не верующие в Него иудеи. Крещением должен Я креститься; и как томлюсь, пока сие свершится! (Лк. 12, 50). Хочет Креста, томится по нем; алчет его, как умирающий от голода - хлеба; жаждет, как умирающий от жажды - воды. ...Не мир пришел Я принести, но меч (Мт. 10, 34).
Что за Мессия, с мечом и огнем, - губящий Спаситель? Самое для них страшное, что, как будто нарочно, хочет Он навлечь проклятие Божие на Себя и на мир. "Вышел из Себя", "сошел с ума", - думают, может быть, и они, как думали некогда братья Его. Бесом Он одержим и безумствует; что слушаете Его (Ио. 10, 20)? - вспомнили, может быть, слова мудрейших и святейших людей в Израиле.
не бес ли в Тебе? (Ио. 7, 20). Тот же, кто сказал: "Ты - Христос".
XXIV ...Петр, отведши Его в сторону, начал укорять Его (Лк. 8, 32). "В сторону отводит", должно быть потому, что стыдится за Него перед другими учениками, не хочет "укорять" Его при всех. Слово "укорять", "грозить", ε᾽πιτιμαν17 - то же, как об Иисусе, изгоняющем бесов: прежде Сам изгонял их из других, а теперь другие изгоняют из Него. Что говорит ему Петр, чем "грозит", - не гневом ли Божиим, "проклятием Висящему на древе", - у Марка не сказано, потому ли, что этого Петр уже не помнит (слишком для него все это смутно, невспоминаемо, как бред), или потому, что боится вспоминать. Как это страшно, видно уже из того, что в III Евангелии исключено совсем.
Милостив будь к Себе, Господи, да не будет этого с Тобою (Мт. 16, 22).
Быстро "обернувшись", ε᾽πιστραφεῖς, "взглядывает" на всех учеников, чтобы узнать, с кем они, - с Петром или с Ним; но, может быть, увидев вдруг жадно на Него устремленные, нечеловеческим огнем горящие, глаза Иуды, - только их одни уже и видит.
XXV Петр "сатана", Иуда "дьявол", - здесь, в Кесарии, - не близнецы ли двойники неразличимые, как сатана от дьявола? Нет, как один слабый и грешный человек отличим от другого, такого же грешного и слабого. Да и все остальные ученики, может быть, не лучше и не хуже этих двух: двенадцать Петров - двенадцать Иуд. Отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн, σκάνδαλον, - три последних слова, у одного Матфея прибавленные, освещают все Кесарийское свидетельство внезапным, страшным светом19. Если и самому Иисусу "человеческие, не Божии" мысли Петра - "соблазн", то, значит, не совсем ошибся Петр, верно угадал, что и сам Иисус идет на крест не с легким сердцем; что противен и Его естеству человеческому крест: хочет его и не хочет; покорствует и возмущается: ныне душа Моя возмутилась... Отче! избавь Меня от часа сего (Ио. 12, 27).
Здесь уже, в Кесарии, начал - кончит в Гефсимании. Вот на что Петр, "сатана", в Нем самом опирается, чтобы с Ним на Него же восстать. Вот когда завеса в сердце Господнем перед нами раздирается, так же, как завеса в храме "раздерется надвое, сверху донизу", с последним вздохом Распятого (Мт. 27, 51); вот, когда, видя в этом Божественном Сердце человеческий соблазн, мы понимаем, что значит: ...должен был во всем уподобиться братиям (Своим), чтобы милостивым быть...
Только теперь мы вдруг понимаем, что значит: "Сын человеческий" - "Брат человеческий".
XXVI Тогда сказал Иисус ученикам своим: ...если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Это второе слово о Кресте - как непохоже на первое! Между этими двумя словами произошло такое же чудо, как на Геннисаретском озере, когда Иисус "грозно повелел" буре:
умолкни, перестань! и сделалась вдруг "великая тишина" (Мк. 4, 37-39).
Ты - Христос.
|