Важнейшие произведения
21.02.2021 - В Раздел критики добавлена статья В.Ф. Ходасевича о Дмитрии Мережковском, добавлена статья Михаила Цетлина о Дмитрии Мережковском. Исправлены неточности в ранее размещенных материалах. 15.07.2019 - В биографии Дмитрия Мережковского исправлена ошибка. 12.02.2018 - Добавлен ряд открытых писем Мережковского, а также фрагменты личной переписки. 28.01.2017 - Добавлено произведение "Рождение богов. Тутанкамон на Крите" и роман "Мессия". 27.01.2016 - Добавлена масса публицистических и критических материалов Дмитрия Мережковского. 05.02.2014 - Добалены новые стихотворения Мережковского. 31.12.2010 - Коллектив редакторов сайта сердечно поздравляет всех с наступающим Новым Годом! На правах рекламы: • информация здесь |
Иоанн КрестительЖизнь Иисуса Неизвестного - Мережковский Д.С. 1932 I
II Явлен миру в Иисусе Христос, в Сыне человеческом - Сын Божий: таков смысл Богоявления Эпифании, как, уже в ранние века христианства, названо крещение.
III АПОКРИФ В мире как будто ничего не произошло; никто ничего не заметил. Только два взора - две молнии - скрестились: Иоанна - Иисуса. Все узнал Один; другой узнал что-то. Что-то узнали еще двое: тут же, на берегу, стоящие, Иоанн Заведеев и Симон Ионин, рыбаки Галилейские и ученики Крестителевы - оба.
И небеса разверзлись - раскололись2. Было что-то на грозу похожее, но если бы люди увидели то, что действительно было, то в живых не остались бы. И глас был с неба (Мк. 1, 11). Было что-то похожее на гром3; но если бы люди услышали то, что действительно было, то опять в живых не остались бы.
Ты - Сын Мой; Я ныне родил Тебя4.
IV Кеплер, в астрономических выкладках о Вифлеемской звезде, редчайшем будто бы в 7-м году до Р. X., соединении двух планет - иудейского Сатурна и эллинского Юпитера, - знамении великого Царя, Мессии, верно угаданном и вавилонскими звездочетами - "волхвами с востока", и побудившем их пойти в Иудею, узнать, не родился ли Он там действительно, - Кеплер, в выкладках своих, ошибся. Но вот что удивительно: не мог он знать того, что мы теперь знаем с точностью, - что настоящий канун Рождества Христова совпадает не с 1-м годом нашей эры, а с 6-7-м до нее, потому что Иисус родился лет за 5-6 до нашего условного Р. X., так что возможный исторический вывод из неверных исчислений Кеплера о созвездии 7 года все-таки правилен. И вот что еще удивительней: не мог знать Кеплер и того, что в этом именно, 7-м году, вавилонские астрономы наблюдали действительно редчайшее, "небесное знамение" - астрономическую прэцессию, продвижение равноденственной точки из одного зодиакального знака в другой - из Овна-Агнца в Рыб. Агнец-Овен был для них созвездием бога Солнца, страдающего Таммуза-Меродаха, Искупителя, а Рыбы, Zibati, - знамением "великих вод" - Потопа5. Память о гибели первого человечества - "Атлантиде", по мифу-мистерии Платона, - сохранилась у вавилонян, как ни у одного из древних народов Востока.
V Греческое слово baptisma, значит "погружение в воду", "потопление". Словом этим, может быть, пророчески бессознательно утверждается связь крещенских вод с потопными: ветхий человек, первый Адам, как бы утопает, умирает, в водном гробу купели, и выходит из нее, рождается, новый человек нового человечества, второй Адам. В этом смысле, крещение, погружение в воду, есть древнейшее, потопное, Атлантидное таинство. Так и нас ныне спасает крещение (потопление), подобное тому противообразу, - antitypos, - (Ноеву ковчегу в потопе) - говорит ап. Петр (I. 3, 21), вероятный очевидец того, что произошло, когда уже явно, во всемирной истории, передвинулась равноденственная точка из Овна-Агнца в Рыб, и вышел из потопных - крещенских вод второй Адам - Иисус.
VI Все мы христиане, - люди крещеные, но забыли об этом; не помним ни как родились, ни как крестились. Мертвые не чувствуют, что их кладут в гроб; заживо мертвые не помнят, что их погружали в купель: это было для нас, как бы не было; может быть, потому, что мы водой крестились, а не Духом.
VII Кажется, люди погибают сейчас больше всего от недостатка памяти и воображения.
Хижина! хижина! Стена, стена!
Ветер потопа свистит во все щели нашей европейской хижины, но мы не строим ковчега. О, если бы мы чуть-чуть побольше воображали и помнили, то поняли бы, может быть, как математически точна формула новой прэцессии, продвижения равноденственной точки в Зодиаке всемирной истории, из Рыб, - в какой именно знак, мы еще не видим, но кажется, - в Стрельца, пронзающего сердце мира огненной стрелой - Концом; поняли бы мы - как математически точна формула, данная все тем же Петром, очевидцем крещения: от Воды к Огню: "первый мир погиб, был потоплен водою; нынешние же небеса и земля сберегаются огню на день суда" (II Петр. 3, 6-7).
VIII Верно ли мы угадали тайну Запада: "Атлантида - Европа"; верно ли прочли на грозно-черном, и все чернеющем, грознеющем небе огненными буквами начертанное слово: Конец! С каждым днем, увы, все меньше можно сомневаться, что верно; все легче, с каждым днем, математически уточнить ужасающую формулу Конца: Вода-Огонь, Первый Конец - внешний, огненно-водный, вулканический взрыв: Атлантида; Конец второй - внутренний, человеческий, кроваво-огненный взрыв: Война,
Близко, при дверях... Род сей не пройдет, как все это будет... Ибо, как во дни перед потопом... так будет и в пришествие Сына человеческого (Мт. 24, 33-39). "Род сей", значит ли сегодняшний или завтрашний, человеческий род? Не всё ли равно, если мы уже сегодня видим Конец. Может быть, и эти слова нам сказаны больше, чем кому-либо: Когда же начнет... сбываться это, восклонитесь и подымите головы ваши, потому что приблизилось избавление ваше (Мт. 21, 23). Чем для нас будет Конец, - радостью ли избавления или ужасом гибели, это зависит от каждого из нас, - от того, помним ли мы, что было; воображаем ли, что будет.
IX Каждый из нас гибнет уже и сейчас более или менее бессмысленно, и то, что бессмысленно, - самое, конечно, ужасное. Маленький, внутренний, свой "конец мира", маленькую, внутреннюю, свою "Атлантиду", - бездонный провал в пустоту, - более или менее переживает каждый из нас, и ничего не делает, чтобы спастись; даже не очень боится, потому что привык; да и что делать, если нет спасения? Но если бы каждому из нас и всем вместе было математически доказано, что "род сей", действительно, увидит Конец, и что можно спастись, - есть верное убежище - уже построенный, или хотя бы только строимый, Ковчег - Церковь, и что вход в него - крещение, то как бы все кинулись к нему, как бы, наконец, поняли, что значит: Истинно, истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мт. 11, 11).
X Чем было Крещение, мы поймем, узнав, кем был Креститель. Вот что говорит о нем Иосиф Флавий: Бог погубил Иродово войско - (в войне с дамасским царем Аретою, в 35-36 год. по Р. X.), - справедливо казнив Ирода... за совершенное над Иоанном, так называемым Крестителем, злодейство, ибо он умертвил добродетельного мужа сего, учившего людей... совершать погружение в воду (крещение), угодное Богу, если оно, не ради оставления отдельных грехов, совершается, а в знак освящения тела и души, уже заранее очищенных праведной жизнью. Видя же, что весь народ стекается к Иоанну... начал Ирод опасаться, чтобы сила речей Иоанновых не побудила народ к восстанию, потому что люди, казалось, по слову его, готовы были на все. Вот почему Ирод счел за лучшее, прежде нежели начнется восстание, умертвить Иоанна... Итак, по одним лишь подозрениям, был он схвачен, заточен в крепость Махэрос, и там убит6. Это свидетельство Иосифа, в исторической подлинности которого никто не сомневается, для нас уже тем драгоценно, что совпадает, - как одна половинка сломанного кольца с другой, - с евангельским свидетельством об Иоанне Крестителе, и еще тем, что, помимо воли самого свидетеля, кидает новый, от Евангелий независимый и глубоко проникающий свет на ту первую точку, где тайная жизнь Иисуса становится явной, внутреннее в Нем соприкасается с внешним, в истории. Здесь-то, наконец, выходим мы из утренней тени евангельского мифа или мистерии на солнце истории; здесь кончается смешение облаков с горами, и горы обозначаются так четко, что надо быть слепым, чтобы продолжать смешивать.
XI Верно понял и выразил Иосиф главное в Иоанне, - то, что он - "Креститель", и что дело всей жизни его заключается в этом. Вспомним и сопоставим два свидетельства Иосифа: "Иисус, так называемый Христос", и это: "Иоанн, так называемый Креститель". Этих двух свидетельств не соединяет Иосиф, но сами они соединяются так же естественно, как два сближенных ртутных шарика, и это тем для нас очевиднее, что тут же, в свидетельстве об Иоанне, мы видим и сближающую среду - внезапно выкидывающее пламя восстания - какой-то "начинающийся" переворот, μεταβολή, так пугающий Ирода, что он считает нужным схватить и умертвить Иоанна.
Более всего побудило их (иудеев) к войне (67-70 гг.) двусмысленное, в Писании, пророчество, будто бы, в эти именно дни, выйдет из их земли человек, которому суждено овладеть господством над миром - (Мессия). - Все они этому поверили, и многие, даже мудрые, были этим обмануты. Явно, однако, означало то божественное прорицание не иного кого, как (Тита) Веспасиана, получившего действительно в Иудее самодержавное над миром владычество7, т. е. сделавшегося царем Мессией.
XII Как ни гнусно то, что делает здесь Иосиф, целуя тот римский сапог, чьим каблуком раздавлено сердце матери его, Св. Земли, мы должны быть благодарны ему: здесь подтверждается лучше, чем у многих христианских апологетов, историческая подлинность Евангелия, в исходной точке его - Богоявлении, Эпифании.
XIII Я Его (Иисуса) не знал, - дважды повторяет Иоанн в IV Евангелии (1, 31; 33), перед всем народом, в ту самую минуту, когда Незнаемый, Неузнанный, уже стоит в народе. Как же не знал Его Предтеча, когда, еще младенцем во чреве "матери, взыграл от радости", услышав приветствие другой матери, с другим во чреве Младенцем: "величит душа моя Господа"? Если Иоаннова мать Иисусовой - "родственница" (Лк. 1, 36), то и дети их родные. Кто же пишет "Апокриф", Иоанн или Лука?
XIV "Если мы и знали Христа по плоти, то теперь уже не знаем", - говорит Павел (II Кор. 5, 16); то же мог бы сказать и сын Елисаветы о Сыне Марии, родной - о родном. "Я Его не знал", значит, в устах Иоанна: "я не хотел, не мог, не должен был знать Мессию-Христа по плоти". - "Не плоть и кровь открыли тебе это, а Отец Мой, сущий на небесах", мог бы и ему сказать Господь, как второму Своему исповеднику, Петру (Мт. 16, 17).
XV "Сын Иосифов - Давыдов", - по этому признаку, меньше всего мог бы узнать Иоанн, что Иисус - Мессия-Христос. Слишком хорошо знали оба, что "Бог может из камней сих воздвигнуть чад Авраамовых", - сынов Давидовых (Мт. 3, 9). Детских лет видения, вещие на ухо шепоты старичков и старушек - Елисаветы, Захарии, Симеона и Анны: "Видели очи мои спасение Твое", - не только не помогали Иоанну, а, напротив, мешали поверить в Иисуса Мессию.
XVI Был в пустынях до дня явления своего Израилю (Лк. 1, 80). В жизни Иоанна - те же двадцать утаенных лет, как в жизни Иисуса: они ровесники, и годы жизни их совпадают.
Возрастал и укреплялся духом, - сообщает Лука (1, 80), теми же почти словами, как об Иисусе: возрастал и укреплялся, исполняясь премудрости (2, 40). Здесь повторение слов неслучайно: две эти жизни, при всей своей земной и неземной противоположности, в чем-то одном повторяются: Иисус и Иоанн - таинственная Двойня братьев-близнецов.
XVII Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему... Обратитесь, - опомнитесь, ибо приблизилось царство небесное (Мт. 1, 3, 2). Вышел к людям Иоанн, и люди сначала над ним посмеялись, так же как отцы их смеялись над древними пророками: "Meschugge! Meschugge! Безумный! Безумный!" А потом испугались: что это вышло к ним из проклятой Богом пустыни - раскаленной геенской печи? Какое страшилище? Только на одну треть человек, а на две - невиданный зверь: полу-лев, полу-кузнечик. Весь волосат, космат, как лев; длинные, на теле, волосы спутались с шерстью звериного меха, и лицо волосатое, как спутанный куст, где сверкают два раскаленных угля - глаза. Ест саранчу, и сам похож на нее: солнцем и солью пустыни изъедены, худы, хрупки тонкие, длинные, насекомоподобные члены, как у огромного, пыльно-серого, аравийского кузнечика; и голос, как у него, трещащий, подобно пламени степного пожара в сухом можжевельнике.
XVIII "Огнь! Огнь! Огнь!" - повторяет однозвучно-пронзительным голосом. - "Вот Он идет, и кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он, как огнь расплавляющий... В житницу свою пшеницу соберет, а солому сожжет огнем неугасимым; срубит бесплодное дерево и бросит в огонь... Я крещу вас водой, а Он будет крестить вас огнем!" (Мал. 3, 1-2. - Мт. 3, 10; 12; 11).
Иерусалим, и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская выходили к нему, и крестились от него в Иордане (Мт. 3, 5-6). Вся земля поднялась, от Иудеи до Галилеи; узнала, что пришел Илия, предтеча Мессии. Вот, Я пошлю вам Илию... перед наступлением великого дня и страшного (Мал. 3, 5). В эти-то дни, и пришел к Иоанну, среди галилейских паломников, никому неизвестный человек из Назарета, Иисус.
XIX Пущены две стрелы с двух луков, одна за другой, и обе попали в одну и ту же цель, каждая - в свой миг. В этой-то божественно-математической точности двух прицелов, совпавших в одной точке пространства и времени, - единственное во всемирной истории чудо, Предустановленной Гармонии: Предтеча - Пришедший; Иоанн - Иисус.
XX Что смотреть ходили вы в пустыню?
Только об одном человеке говорит человек Иисус - об Иоанне.
Обратитесь - опомнитесь, μετανοεὶτε, ибо приблизилось царство Божие (Мк. 1, 15). И, кончая проповедь, мог бы сказать о Себе то же, что говорит об Иоанне первосвященникам: Мытари и блудницы вперед вас идут в царство Божие; ибо пришел к вам Иоанн... и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили (Мт. 21, 31-32). Только два человека во всем человечестве, Иоанн - Иисус, больше, чем видят, - осязают Конец, как приближающий лицо свое к раскаленному докрасна железу осязает пышущий от него жар.
Многие придут от востока и запада, и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном, а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю (Мт. 8, 11-12), скажет Иисус. Знают оба, что Мессия, "Агнец Божий, взявший на Себя грех мира" (Ио. 1, 29), мир не мечом победит, а крестом.
XXI Крестит Иоанн "крещением покаяния во оставление грехов". И "крестились от него все, исповедуя грехи свои" (Мк. 1, 4-5). Так же ли крестился Иисус? Мог ли исповедовать грехи свои Безгрешный?
XXII Хуже всего то, что мы не знаем, как об этом учит Евангелие; если же нам кажется, что знаем, то, может быть, только потому, что евангельские свидетельства преломляются для нас в призме церковного догмата. Вовсе никакого соблазна не чувствуют ни Марк, ни Лука в том, что Иисус крестится "во оставление грехов", но потому ли, что они уже победили соблазн, или потому, что еще не видят его, - мы не знаем. Побежден ли соблазн и в IV Евангелии, где о самом крещении прямо ничего не сказано (1, 34) и можно только из намеков догадаться, что крещение было, но когда, где и как, неизвестно; не для того ли и умолчано, чтобы обойти соблазн?
Мне надо бы креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? - Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всю правду (Закона), δικαιοσύνην. Правда Закона в крещении - одна: "покаяние во оставление грехов". В чем же грех Безгрешного? - тот же и здесь вопрос без ответа. Это надо принять и смотреть этому прямо в глаза, как это ни страшно. К тайне Крещения, а значит, и к самому таинству, - одному из двух величайших в христианстве, - ключ, в самом Евангелии, потерян, или, может быть, нарочно скрыт, по завету дохристианских мистерий: "скрывать глубины", - так что, если когда-нибудь будет снова найден, то уже по ту сторону Евангелия.
XXIII Кто кидает себе камни под ноги, чтобы споткнуться? Есть ли малейшее вероятие, чтобы так просто верующие люди, как первые ученики Господни, измыслили такой глубокий, сложный и тонкий соблазн, как этот, - покаяние Безгрешного? Но "мы не можем не говорить того, что видели и слышали" (Д. А. 4, 20).
XXIV Тоньше и глубже, чем в наших канонических Евангелиях, ставится вопрос о соблазне Крещения в Апокрифе - не ложном, а утаенном "Евангелии от Евреев", - мы уже видели, каком древнем и подлинном. - ...Матерь и братья Господа говорили Ему: Иоанн Креститель крестит во оставление грехов; пойдем к нему и крестимся.
Подлинны ли эти слова, мы не знаем; но лучше сказать не мог бы и святейший из людей. Кто из вас уличит Меня во грехе? (Ио. 8, 46), - чтобы спрашивать так, надо быть воплощенным Грехом, дьяволом; или, в самом деле, безгрешным. Какое же зло сделал Он? - на этот вопрос Пилата (Мт. 27, 23) никто не ответит. В том-то и единственность, божественность человеческой жизни Христа, что, сколько бы люди ни искали в ней зла, - не найдут. "Божеское здесь явилось в такой чистоте, как только могло явиться на земле". Знают и злейшие враги Его, что Он безгрешен.
XXV Есть Иоанн Неизвестный, так же как есть Иисус Неизвестный. Оба невидимы, потому что закованы в ризы икон; надо расковать обоих: только увидев живые лица их, мы узнаем, что произошло между ними; заглянем, хотя бы издали, в тайну Крещения.
Некто стоит среди вас, Кого вы не знаете, - сказано так, что этот Неназванный остается и неузнанным. "Вот, Агнец Божий", - говорит Иоанн дважды: в первый раз, так, что весь народ мог услышать (1, 29), но, и слыша, не понял бы: слишком был всем понятен в те дни только Мессия торжествующий, царь Израиля; никому - Мессия страдающий, "Агнец, взявший на Себя грех мира". Более темного, тайного слова, чем это, нельзя было людям сказать о Христе.
XXVI Если бы Иоанн мог сказать и сказал об Иисусе так, чтобы все услышали и поняли: "Вот, Христос", то все, что мы узнаем из всех четырех Евангелий о земной жизни и смерти Господа, потеряло бы смысл: только ведь для того и живет и умирает человек Иисус, чтобы, снимая покров за покровом с лица Своего, постепенно, медленно, с каким трудом нечеловеческим, - открыть эту непостижимейшую людям тайну: Иисус есть Христос.
Не плоть и кровь открыли тебе это (Мт. 16, 16-17), - если бы "плоть и кровь" - человек Иоанн - уже открыли это всем? После услышанного и понятого, Иоанниного свидетельства, могли ли бы люди почитать Иисуса, "одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за одного из пророков"? (Мт. 16, 14). Могли ли бы Иудеи спрашивать Его перед всем народом: Кто же Ты? - Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты - Христос, скажи нам прямо? (Ио. 8, 25; 10, 24). И, наконец, главное: мог ли бы спрашивать Его сам Иоанн, уже из темницы, услышав о делах Его: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? (Мт. 11,3). Мог ли бы и сам Иисус, зная, что Иоанн "соблазнился" о Нем, спрашивать иудеев, откуда "крещение Иоанново, с небес или от человеков?" (Мт. 11, 30).
XXVII Следуя порядку времен в IV Евангелии (не верить ему в этом нет оснований), Господь, в первый год служения Своего, был в Иерусалиме на празднике Пасхи (2, 13), в низане - апреле, уже после, кажется, двух- или трехмесячного пребывания в Галилее: значит, крестился в начале января 29-го или 30-го года, что согласно и с церковным преданием, и тем еще вероятнее, что котловина нижнего Иордана, близ Мертвого моря, где находится Вифавара-Вифания, самый глубокий провал (350 м ниже уровня моря) и одно из самых знойных мест земного шара, почти необитаема в летние месяцы; следовательно, множество, со всех концов Палестины, паломников не могло бы стекаться сюда к Иоанну в эту пору года; зимние же месяцы здесь райские.
XXVIII Может быть, в один из таких вечеров, пришли к Иоанну из Иерусалима посланные фарисеями, левиты и священники; пришел и неизвестный человек из Назарета, среди галилейских паломников.
Кончив крестить и проповедовать, сидел Иоанн на берегу Иордана12.
АПОКРИФ 1 За день устал от множества крестящихся и присел отдохнуть на камень у Паромного Домика, выбрав место повыше, откуда мог видеть толпы, все еще, и в наступающих сумерках, идущих к нему паломников. Знали, что сегодня уже не будет крестить, но все шли да шли, потому что каждому из вновь пришедших хотелось увидеть его поскорей, и каждому впивались в глаза два глаза, сверкавшие в волосатом лице, - два раскаленных угля в спутанном кусте; спрашивали каждого: "Не ты ли?"
2 Лев не рычит, не стрекочет кузнечик: человек говорит человеческим голосом.
3 Шедшие мимо вдруг остановились; ищут глазами в толпе, на кого смотрит Иоанн; ищут - не найдут: слишком похож на всех, "вида никакого не имеющий, никому неизвестный человек из Назарета"16.
XXIX Кажется, в эту самую ночь, был тайный разговор Иоанна с Иисусом. Что действительно был, мы знаем, по свидетельству Матфея (3, 14-15); знаем также, что не Иоанн пришел к Иисусу, а Тот - к нему (3, 13): Сам захотел нарушить тайну двадцатилетнего молчания, - явиться миру: значит, уже в Назарете, до Иоанна, сказал: "Мой час пришел".
XXX Только начало и конец разговора мы знаем. "Мне надо бы креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко Мне?" - начало, а конец: "тогда (Иоанн) допускает Его" креститься (Мт. 3, 14-15). Слишком темным и кратким словом Иисуса: "так надлежит нам исполнить всю правду", - это начало с этим концом не связано. Что значит: "так"? Среднее, главное звено из цепи разговора выпало в I Евангелии. Но, кажется, не потеряно для нас; мы его находим в IV Евангелии: "Се, Агнец Божий, взявший на Себя грех мира". - "Раб Господень", ebed Jahwe Исаиина пророчества, и есть это выпавшее звено. Слишком вероятно, что между Иисусом и Иоанном слово это было сказано. И опять скрестились, так же как давеча, в толпе, два взора, две молнии: "Ты?" - "Я".
Нет в Нем ни вида, ни величия, - вспомнил, может быть, Иоанн, и лишь теперь, глядя на Иисуса, понял, что значит: Презрен был и умален пред людьми... и мы отвращали от Него лицо свое... и ни во что ставили Его (Ис. 53, 2-3). Двадцать лет презирал Его, ни во что ставил; двадцать лет бежал от Него, как от врага, но вот, не убежал. В эту-то минуту, может быть, и пал к ногам Его: Ты ли приходишь ко мне?.. Я недостоин развязать ремень у обуви Твоей (Мк. 1, 7). Понял, для чего пришел к нему Иисус креститься: не для того, чтобы снять с Себя Свой грех, а чтобы принять на Себя - чужой: грех многих понес на Себе... и за преступников сделался Ходатаем (Ис. 53, 6; 12).
XXXI Все ли, однако, понял Иоанн? Если бы все, мог ли бы "соблазняться" потом, спрашивать: "Ты ли Тот?"
Блажен, кто не соблазнится о Мне (Мт. 11, 6). Все, вероятно, дошло между ними до этой последней черты, но за нее не перешло, не было сказано: "Ты - Он". Оба говорили о Мессии в третьем лице: не "Я" и не "Ты", а "Он". Так ведь говорил о Нем и сам Иисус всю жизнь, до последнего ответа первосвященнику: "Ты ли Мессия-Христос?" - "Я", - за что и был распят.
XXXII Что же помешало Иоанну понять все и сказать Иисусу: "Ты - Он"? То самое, почему "из рожденных женами не восставал больший Иоанна, но меньший в царстве небесном больше его" (Мт. 11, 11); то что отделяет край земли от края неба, - закон от свободы, Ветхий Завет от Нового; то, почему "к ветхой одежде не приставляют заплаты из небеленой ткани", и "вина молодого не вливают в мехи ветхие" (Мт. 9, 16-17); то, почему Иоанн крестит водой, а Иисус - огнем, и почему Иоанн "не сотворил никакого чуда" (Ио. 10, 41), но столько чудес сотворил Иисус. Первое же чудо Его - самое простое, детское, - самое Иоанну непонятное, невозможное: Кана Галилейская, претворение воды в вино, - первая ступень лестницы: Вода - Вино - Кровь - Огонь - Дух; всходят по ней дети и Ангелы, а величайший из людей, Иоанн, не взойдет. Если не обратитесь и не станете, как дети, не войдете в царство небесное (Мт. 18, 3). Не обратился Иоанн, не стал, как дитя, и в Царство не вошел. Проповедь Свою начинает Иисус теми же словами, как Иоанн: Царство Божие приблизилось; покайтесь - обратитесь. Но прибавляет: и веруйте в Блаженную Весть - Евангелие (Мк. 1, 15). Этой-то Блаженной Вести и не знает Иоанн. Царство Божие насилием берется, (βιάζεται, и насильники, βιασταί, восхищают его (Мт. 11, 12), - "приступом берут", как осажденную крепость, ломая стену Закона, чтобы войти в крепость Царства. Первым вошел в нее Иисус. Этого-то "насилья", в самом деле, страшного, - страшной свободы, "блаженства" и "легкости": иго Мое благо (блаженно), бремя легко (Мт. 11, 30), - и устрашился Иоанн.
XXXIII Кто убил Иоанна? Ирод? Нет, утреннюю звезду убивает восходящее солнце; Предтечу, Предходящего, убивает Пришедший: "Ему должно расти, а мне умаляться", - умирать (Ио. 3, 30).
Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благоденствуют. И блажен, кто не соблазнится о Мне (Мт. 11, 4-6). В жизни этого блаженства не знал Иоанн; может быть, узнал в смерти.
XXXIV Блюдо, с отрубленной головой Предтечи, Иродиаде, венчанной блуднице, подносится. Ирод, убийца, глядя в остекленевшие глаза убитого, плачет от жалости. Капают пьяные слезы на блюдо; с блюда капает кровь на голые ножки Саломеи-плясуньи, а душа Предтечи играет на небе от радости, как утренняя звезда перед солнцем, как младенец во чреве матери. Друг жениха, стоящий и внимающий Ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась (Ио. 3, 29). Две головы, - эта, отрубленная, на блюде, и та, на кресте, поникшая, а между ними - весь мир, плачущий, как Ирод, пляшущий, как Иродова дочь. Страшная за эту голову плата - конец Израиля; страшнейшая - за ту, - конец мира.
XXXV Радость Предтечи на небе исполнилась, но началась уже на земле, на трех молниях-мигах; в первом, - когда он увидел Пришедшего; во втором, - когда с Ним говорил; в третьем, - когда Его крестил.
Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа... И се, Я с вами во все дни, до скончания века. Аминь (Мт. 28, 19-20). Именно здесь, как нигде, и сейчас, как никогда, мы подходим к вопросу, почему крещение уже не водой, а огнем, есть путь к Концу.
|