Важнейшие произведения
21.02.2021 - В Раздел критики добавлена статья В.Ф. Ходасевича о Дмитрии Мережковском, добавлена статья Михаила Цетлина о Дмитрии Мережковском. Исправлены неточности в ранее размещенных материалах. 15.07.2019 - В биографии Дмитрия Мережковского исправлена ошибка. 12.02.2018 - Добавлен ряд открытых писем Мережковского, а также фрагменты личной переписки. 28.01.2017 - Добавлено произведение "Рождение богов. Тутанкамон на Крите" и роман "Мессия". 27.01.2016 - Добавлена масса публицистических и критических материалов Дмитрия Мережковского. 05.02.2014 - Добалены новые стихотворения Мережковского. 31.12.2010 - Коллектив редакторов сайта сердечно поздравляет всех с наступающим Новым Годом! На правах рекламы: • https://www.gzt-sv.ru/ подробности на сайте |
Вшествие в ИерусалимСтрасти Господни - Мережковский Д.С. 1932 I Вшествием в Иерусалим начинаются страсти Господни.
II Так же удивительно, и, кажется, только от двухтысячелетней привычки мы и этому уже не удивляемся, - что Церковь, считая греховною всякую "страсть", а святым - лишь "бесстрастие", не побоялась назвать величайшую святыню свою "Страстями".
III Помня, что от наших страстей человеческих до Страстей Господних - как от ада до неба, будем помнить и то, что один закон противоборствующих сил господствует и здесь, в небе, и там, в аду: разуму непостижимое, рушащее логический закон тождества, противоречие воли; "да" и "нет" одному и тому же; душу свою погубить и спасти; страх страдания и страсть к страданию.
IV Прежде чем подходить к евангельским свидетельствам о Страстях Господних в поисках не божеского (этого нам нечего искать, мы и так этим пресыщены в церковном догмате), а в поисках человеческого, самого нужного нам в эту именно роковую минуту всемирной истории, - мы должны сделать выбор между двумя возможными исходными точками: темным, стыдным, страшным, но все-таки живым, вечнодвижущимся опытом страстей человеческих и лучезарным, но бесстрастным, неподвижным церковным догматом о Страстях Господних. Церковь сделала выбор: догмат приняла, отвергла опыт. Если же все еще называет "Страстями" страдания Сына Божия, то, может быть, только по глухой и все более глохнущей памяти о неведомом и уже невозможном для Церкви опыте таких святых, как ап. Павел и Франциск Ассизский, носивших крестные язвы Господни на теле своем и, судя по ним, обладавших таким опытным знанием Страстей, какого мы себе и представить не можем. Но если бы и сейчас мы могли только понять как следует, что значат или будут когда-нибудь значить для нас эти два слова: "Страсти Господни", то, может быть, мы нашли бы потерянный ключ к дверям, уже и в самом Евангелии замкнутым крепчайшим замком догмата - к самой нужной для нас и спасительной, не только божеской, но и человеческой, нашей же собственной тайне Страстей Господних, - к неизвестнейшей в Нем, Неизвестном, и самой близкой нам, братской тайне сердца Господня: кто не несет креста своего, тот Мне не брат. В небе Его Страстей и в геенне наших - одинаково действующий закон раздвояемой, раздираемой воли: "Хочу страдать, и не хочу; вольно иду на крест, и невольно; страсть к страданию - страх страдания", - в Нем и в нас одинаково действующий закон, - вот потерянный ключ к Страстям Господним.
V Глупо жестоки ко всему человечеству те, кто полагает, будто бы человек Иисус, не будучи "трусом", не мог бы страшиться физических мук и смерти так, как страшился их, судя по Гефсимании. Немногим умнее, но еще жесточе к самому Господу те, кто хотел бы нас уверить, будто бы Он не мог страшиться их вовсе, будучи Сыном Божьим.
VI Высшая, видимая нам у синоптиков точка Страстей Господних - "смертное борение" в Гефсимании, где раздвоение человеческой воли в Иисусе так очевидно-осязательно, что скрыть его нельзя ни под каким догматом, как режущее лезвие меча нельзя скрыть ни под какою тканью: разум уцелеет - сердце обрежется. Авва, Отче!.. пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты (Мк. 14, 36). Мог ли бы так молиться Господь, если бы не чувствовал, что две воли противоборствуют в Нем и еще неизвестно, какая из двух победит?
Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев? (Ио. 12, 13), - на высоте земного величия, когда враги Господни, первосвященники и фарисеи, готовы признать себя побежденными: что нам делать?.. Весь мир идет за Ним (Ио. 11,47; 12,19); и сам Он о Себе свидетельствует: пришел час прославиться Сыну человеческому (Ио. 12, 23); и приходящий с неба Глас или гром свидетельствует: и прославил (уже), и еще прославляю (Ио. 12, 29). В этой-то "славе-сиянии", земной и небесной, вдруг наступает, как в светлый день-черная ночь, Агония, такая же, как в Гефсимании. Ныне душа Моя возмутилась; и что Мне сказать? Отче! спаси Меня от часа сего?.. Но на сей час Я и пришел (Ио. 12, 27). Так же и здесь, как там, в Гефсимании, две противоречивые или согласно противоположные воли в одном человеческом сердце - Его и нашем, - как две с двух противоположных сторон, в один миг, в одно место ударяющие молнии.
Сыну человеческому должно пострадать (Мк. 8, 31), - и только что Петр начал "прекословить" Ему: милостив будь к Себе, Господи! да не будет этого с Тобой, - как "повелел ему Иисус грозно": отойди от Меня, Сатана! ты мне соблазн (Мт. 16, 22 - 23). Мог ли бы Петр "соблазнить" Иисуса, не будь начала "соблазна" уже в самом Иисусе? Смел ли бы Петр "прекословить" Ему, если б не услышал в слове Его: "должно", - как бы хрусталя надтреснутого звук: "а может быть, и не должно"?
VII В исторической подлинности целого ряда свидетельств у Марка, а отчасти и у двух остальных синоптиков, о последнем пути Господнем в Иерусалим лучшая для нас порука - то, что сами свидетели не разрешают и даже как будто не видят слишком явных для нас противоречий. Кажется, Марк, "толмач" Петра, только записывает, что слышит от него, а Петр только вспоминает, что ему запомнилось.
Вышедши оттуда (из Кесарии Филипповой), проходили они через Галилею, - как бы "крадучись", "тайком", избегая, должно быть, населенных мест: таков именно смысл греческого слова παρεπορεύοντο. - И не хотел (Иисус), чтобы кто-либо узнал Его (Мк. 9, 30). Нечто подобное бывало и раньше: в первый уход Его в пределы Тиро-Сидонские, - вошедши в дом, не хотел, чтобы кто-нибудь узнал Его (Мк. 7, 24). Судя по тому, что, выйдя уже из Галилеи, Он избирает вместо обычного для пасхальных паломников двухдневного пути через Самарию более далекий и трудный путь через пустынные горные дебри Переи, "страны за-Иорданские" (Мк. 10, 1), Иисус и на этом последнем пути скрывается, продолжает идти как бы "крадучись", "тайком", и если учит, то не весь народ, а только учеников, наедине6.
VIII Но вот вдруг меняется все. Снова сходятся к Нему народные множества
множество народа шло за Ним, и Он исцелил их
в стране за-Иорданской, Перее. Так же, хотя и в ином порядке событий, в IV Евангелии: снова пошел за Иордан, на то место, где некогда крестил Иоанн, - в Вифавару-Вифанию, где путь из Переи в Иерусалим пересекается Иорданом. Многие же пришли к Нему (туда) и говорили, что... все, что сказал о Нем Иоанн, было истинно.
Здесь вторая веха пути. Только что Иисус уходил от народа и вот опять идет к нему; только что народ уходил от Иисуса и вот опять возвращается к Нему. Это слишком явное для нас, а для самих свидетелей как будто невидимое противоречие внешне не объяснимо, кажется, ничем, кроме внутреннего противоречия в воле самого Иисуса, а может быть, и в воле народа - действующего в них закона "волевых раздвоений", закона всех агоний: "страх страдания - страсть к страданию".
начал (Иисус) открывать ученикам Своим, что должно Ему идти в Иерусалим (Мт. 16, 21);
Это Он помнит всегда; может быть, и теперь вспоминает. Что Ему Иерусалим? Город, стоящий на верху горы, не может укрыться (Мт. 5, 14). "Город великого Царя" (Мт. 5, 35), Иерусалим, стоящий на верху такой горы, как ни один из городов земли, бывших и будущих, есть высшая точка мира; высшая же точка Иерусалима, отовсюду виднейшая, - Крест. Когда вознесен буду от земли, всех привлеку к себе (Ио. 12, 32).
Прошлым будет все во всемирной истории; это одно - Крест - будет всегда настоящим; исчезнет все; это одно - Крест - видимо будет всегда. Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте или под сосудом; но на подсвечнике, чтобы входящие в дом видели свет (Лк. 11,33). Вот что для Него Иерусалим: не было в мире и не будет такого, для такой свечи, подсвечника. Это понял, увидел народ и стремится к Нему, летит на Него, как ночной мотылек на свечу; хочет в Нем сгореть и не хочет. Близ Меня - близ огня; далеко от Меня - далеко от Царства7.
Весь мир идет за ним (Ио. 12, 19), - хочет в Нем сгореть и не хочет: страх огня - страсть к огню. Эта агония мира тогда началась и уже не кончится, пока мир не сгорит в Его огне, как ночной мотылек.
IX Что произошло тогда в Иисусе, лучше всего можно понять по тому, что произошло тогда же в народе. Началось, и это уже давно, в Кесарии Филипповой. Когда сошли они с горы (Преображения), встретило Его множество народа (Лк. 9, 37).
Что в Нем "удивляет" - "ужасает" народ? Кажется, горней славы, Преображения, все еще не сошедший с лица Его свет ("лицо Его просияло как солнце", Мт. 17, 2) и жертвенной обреченности новый знак. Там, в Кесарии, видели это, может быть, язычники, - чужие; здесь, в Иудее, увидит Израиль, - свои. Се, Агнец Божий, взявший на Себя грех мира (Ио. 1, 29), - этот пророческий клик снова и по-новому слышится людям по всей великой равнине от Вифавары до Иерихона в эти дни второго крещения уже не водой, а кровью. Можете ли креститься крещением, которым Я крещусь?.. - Можем (Мк. 10, 38-39). Слишком легок ответ. Но как бы люди ни приходили к Нему, Он не отвергает их: приходящего ко Мне не изгоню вон (Ио. 6, 37). В эти-то дни и увидели, может быть, люди в лице Его то, что так хорошо изображает "живописец" Лука (9, 51): когда же наступили дни Его вознесения (отшествия, ἀναλήμψεως), то устремил Он лицо Свое ἐστήρισεν, на путь в Иерусалим. Эту новую в Нем "устремленность" видят, может быть, все, и сами за Ним устремляются.
X Если то, что врачи называют "чувством вдаль", "телепатией", а все люди - "предчувствием", - странная, как бы не назад, а, вперед, не к прошлому, а к будущему обращенная память, - свойственна не только отдельным людям, но и целым народам, даже всему человечеству в его роковые минуты, в "чувстве Конца", "Апокалипсиса", - то восходившие за Иисусом в Иерусалим человеческие множества могли испытывать нечто подобное. То, что о Мне, приходит к концу (Лк. 22, 37), - скажет Царь Израиля; то же мог бы сказать в те дни и сам Израиль. Воет и пес к пожару, и бык мычит, идя на бойню; как же было Израилю, а может быть, и всему человечеству конца своего не предчувствовать? Кровь Его на нас и детях наших (Мт. 27, 25), - скажет Израиль, и сбудется. ...Камня на камне здесь не останется: все будет разрушено (Мт. 24, 2);
скажет Царь Израиля, и тоже сбудется. Это, может быть, уже и тогда, на пути в Иерусалим, чувствуют все "чувством вдаль", "телепатией". ...Крещением должен Я креститься, и как Я томлюсь, пока сие совершится (Лк. 12, 50). В это-то смертное "томление", "борение" Свое, "агонию", и вовлекает Он всех, идущих за Ним. Кто за кем идет, кто кого ведет, Он - их или они - Его, этого еще не знают они, не знает, может быть, и Он сам.
это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше (Лк. 20, 14), - этого еще не знает Сын; не хочет знать и Отец: Сына моего возлюбленного пошлю; может быть, увидев Его, постыдятся (Лк. 20, 12). В догмате все ясно, как в таблице умножения, и так же бесстрастно; а в опыте - Страсти Господней и наши, Его "агония" и наша, - "может быть" - до конца мира.
XI Были же они в пути, восходя в Иерусалим; и шел Иисус впереди них, и, следуя за Ним, ужасались они (Мк. 10, 32)8. Если человек идет на слишком верную смерть, то это кажется самоубийством. Неужели Он убьет Себя? (Ио. 8, 22), - скажут иудеи, враги Его; то же могли бы сказать и друзья Его, все шедшие тогда за Ним. Вот чему они "ужасаются".
И, подозвав Двенадцать, начал им опять говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам: и осудят Его на смерть, и предадут язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют (Мк. 10, 32 - 34).
Как могли бы не понять, если бы слова Его звучали для них в опыте, так же, как для нас - в догмате; если бы не слышалось им в слове "будет": "а может быть, и не будет": в слове "должно": "а может быть, и не должно"? - "Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня" (Мк. 14, 36), - эта агония Сына и мира, - как звук хрусталя надтреснутого в небесной музыке сфер.
XII "Следуя за Ним ужасались" - и радовались. Радость и ужас перемежаются в них, как две воздушные струи осеннего вечера, холодная и теплая. ...Думали, что царство Божие откроется сейчас, - немедленно, παραχρῆμα ἀναφαίνεσθαι (Лк. 19, 12). Здесь, в конце Блаженной Вести, происходит обратное тому, что в начале: "Царство Божие приблизилось" (Мк. 1, 15), - говорил Он тогда, и люди не верили Ему; царство Божие отдалилось, - в дальнюю страну пошел человек высокого рода, чтобы, царство получив, возвратиться (Лк. 19, 12); жених полуночный "замедлил" (Мт. 25, 5), - говорит Он теперь, и опять люди не верят Ему, думают, что царство Божие наступит сейчас; жадно тянутся к чаше устами, но поздно: чаша прошла мимо уст.
XIII Снова и здесь, в конце пути, так же как в начале, в Галилее, множества людские влекутся к Нему, как бушующие волны прилива к тихой луне.
когда выходил Он из Иерихона, с учениками Своими и множеством народа, Вартимей... слепой, сидел у дороги, прося милостыни (Мк. 10, 46).
"Сын Давидов" - значит: "Мессия, Царь Израиля". Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще сильнее кричал: "Сын Давидов, помилуй меня!" (Лк. 18, 36 - 39). Первый из людей понял, что нельзя молчать: "Если умолкнут (люди), камни возопиют" (Лк. 19, 40).
Я пришел... для того, чтобы слепые увидели, а видящие ослепли (Ио. 9, 39).
XIV Путь из Иерихона в Иерусалим, на высоту двух тысяч локтей, извилистый, крутой, между голыми, обагренными марганцем, точно окровавленными скалами, - Путь Крови.
Двух учеников посылает (Иисус).
Этот рассказ повторяется у всех трех синоптиков почти дословно, с той лишь разницей, что у Матфея вместо "осленка" "ослица". Такие повторения - знак того, что виденное врезалось в память видевших неизгладимо и особенно для них значительно.
XV Радуйся, дщерь Сиона! Дщерь Иерусалима, ликуй! Се, Царь твой грядет к тебе, кроткий, сидя на осленке, сыне подъяремной.
Слишком памятно всем, а Иисусу, конечно, особенно, потому что Ему одному понятно так, как еще никому во всем Израиле, во всем человечестве, это вещее слово пророка, одно из таинственнейших, на земле когда-либо сказанных слов о "кротком" (то, что Он - "кроткий", "мирный", "невоинственный", здесь главное), о кротком, на кротком осленке, "грядущем Царе Сиона"11: слово это слишком незабвенно памятно всем, чтобы могли не вспомнить о нем все, и больше всех Он, посылая учеников за осленком или найдя его Сам. Кажется, во всех четырех Евангелиях, "Воспоминаниях Апостолов", по глубокому слову Юстина, исторически подлинно, точно и твердо одно12: в тот день и час, при Вшествии в Иерусалим, ничего с Иисусом не делается, - Он сам делает все: сам берет на Себя почин мессианского, царского Вшествия и всю за него ответственность; сам дает к нему народу первый знак, как бы исполняя Свой тайный и давний замысел; миру внезапно "являет Себя" (έφανερώσεν ἐαυτον, Ио. 21, 1); как бы опять, но здесь уже не словом, а делом говорит всему Израилю - всему человечеству: "Я - Царь".
XVI И привели к Нему осленка, и поспешно накинули на него, ἐπιβάλλων, одежды свои, - чтобы Царю было мягче и выше сидеть на хребте ослином - царском престоле. И сел на него (Иисус). Многие же постилали одежды свои по дороге, - чтобы мягче ступало копыто осла по камням дороги. И резали травы с лугов, στιβάδας ἐκ ἀγρῶν, и постилали их по дороге, - ярко-зеленый, с радужным узором весенних цветов, великолепный ковер: не было такого и у царя Соломона, во славе его.
Хвали, Иерусалим, Господа... ибо Он утверждает в стенах твоих мир (Пс. 148, 1-2). "Пальмовые ветви", βαία τῶν φοινίκων, у них в руках, по свидетельству IV Евангелия (12, 13), - как в победном шествии.
XVII В I Евангелии (21, 2-7) вместо "осленка", πῶλος, неезженного (без чуда на таком далеко не уедешь), - проще, ближе к сельскому быту и ласковей - "матка-ослица", ή ὂνος, с осленком, бегущим, должно быть, за нею, неуклюжим, вислоухим, длинноногим, смешным; или чудесно-покорно, с накинутыми и на него для мягкости одеждами, идущим рядом с нею, чтобы служить подножием ног Господних. Ослик этот - как бы игрушечный, да и все такое же - милое, детское: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу (Мт. 21, 16), - детское, райское, не как в настоящем железном веке войны, а в Золотом веке мира, бывшем и будущем14. Осанна Сыну Давидову! - первый, может быть, воскликнул узнавший - увидевший слепец Вартимей. И одного этого клика довольно, чтобы подхватила его вся толпа, как искры одной в сухом лесу довольно, чтобы вспыхнул пожар. И впереди идущие, и сопровождающие (все) восклицали:
Главное, однако, слово: "Мессия", "Христос", - умолчано, может быть, потому, что слишком для них свято и страшно15. Поняли сердцем, хотя бы только на миг, тайну сердца Господня: почему велел Он ученикам Своим, еще в Кесарии Филипповой, по исповедании Петра, никому не сказывать, что Он - Христос, Царь (Мт. 16, 20). Но другую, глубочайшую тайну сердца Его не поняли: почему не может быть Иисус Христом, Царем, в их смысле; владыкой рабов не может быть Освободитель. Я не называю вас рабами: ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ио. 15, 15).
Иисус еще не Христос - в жизни; только в смерти - воскресении будет Христом.
XVIII Тайну Вшествия Господня, глубочайшую и особенно близкую нам, людям "второй Атлантиды", возможной гибели второго человечества, - угадывает лучше всех евангелистов Лука.
Слава в вышних Богу! Gloria in excelsis! (Лк. 2, 14) - как будто зовут небожителей участвовать с ними в величайшей радости земли. Хвалите Господа с небес,
этот зов земли будет услышан на небе: небо на землю сойдет; в Сыне - Отец "примирит с Собою все земное и небесное" (Кол. 1, 11), да будет царство Божие на земле, как на небе16.
Мир на небе и слава в вышних, - люди поют на земле, а на небе - Ангелы: слава в вышних Богу и мир на земле, в людях доброй воли, ἐν ἀνδρώποις ἐυδοκίας (Лк. 2, 14). Это значит: будет мир на земле, как на небе, если только люди пожелают мира. Но вот не пожелали. Царь мира с неба на землю сошел, и люди не узнали Его. "Мир на земле" - не смеют сказать: слишком хорошо знают, увы, что все еще на земле война. Но все-таки радуются так, как будто вечный мир уже наступил. Только тень его прошла по земле; но люди знают, что все железо войны растает некогда перед этой тенью, само как тень.
Просите мира Иерусалиму... Мир да будет в стенах твоих! (Пс. 121, 6-7) Все цари земные входят в Град человеческий с мечом: все, сколько их ни приходило до Меня, суть воры и разбойники (Ио. 10, 8). Царь мира единственный - Он, Сын человеческий; не было другого и не будет, от начала до конца времен. ...Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам (Ио. 14, 27). "Мир Божий", pax Dei, против "римского мира", pax Romana, - вот всемирно-исторический смысл Вшествий. "Мир, мир дальним и ближним", - говорит Господь (Ис. 57, 19).
Там, на горе Вифсаидской, Иисус дал людям хлеб, умножил хлеба, а здесь, на горе Елеонской, дал мир; голод победил там, а здесь - войну, оба ига тягчайших сломал на шее рабов Освободитель.
XIX И когда приблизился к городу, то, глядя на него, заплакал о нем, и сказал: о, если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих. Слово это, о мире, всем городам земли - всему Граду человеческому - сказано.
ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя и стеснят тебя отовсюду,
Сказано и это слово, о войне, всему человечеству.
XX "Час был поздний", вечерний, ὀψὲ ἢδη ὂύσης ώρας, по исторически точному, вероятно, воспоминанию одного из двух очевидцев, Петра - Марка (11, 11), а по воспоминанию другого очевидца, Иоанна (12, 28-29), вечер был грозовой17.
день тот будет единственный, ведомый лишь Господу; ни день, ни ночь, - только в вечернее время явится свет (Зах. 14, 7). И Его пророчество, вчерашнее, тоже исполнилось: свет еще с вами на малое время: ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма (Ио. 12, 35). Не было никогда и не будет на земле такой печальной радости, как эта, - такого рыдающего солнца, как это, на весенних вайях Вшествия. Вечно грустны все земные весны с той весны; все заходящие солнца рыдают о зашедшем в тот день солнце царства Божия.
|