Важнейшие произведения
21.02.2021 - В Раздел критики добавлена статья В.Ф. Ходасевича о Дмитрии Мережковском, добавлена статья Михаила Цетлина о Дмитрии Мережковском. Исправлены неточности в ранее размещенных материалах. 15.07.2019 - В биографии Дмитрия Мережковского исправлена ошибка. 12.02.2018 - Добавлен ряд открытых писем Мережковского, а также фрагменты личной переписки. 28.01.2017 - Добавлено произведение "Рождение богов. Тутанкамон на Крите" и роман "Мессия". 27.01.2016 - Добавлена масса публицистических и критических материалов Дмитрия Мережковского. 05.02.2014 - Добалены новые стихотворения Мережковского. 31.12.2010 - Коллектив редакторов сайта сердечно поздравляет всех с наступающим Новым Годом! На правах рекламы: • soccerland.ru сайт наших партнеров |
Бич ГосподеньСтрасти Господни - Мережковский Д.С. 1932 I Кто Господа предал - Иуда? Нет, первосвященник Анна. Кто распял Господа - Пилат? Нет, первосвященник Анна. Иуда повесится; руки на себя наложит Пилат, хотя и по другому поводу1, а первосвященник Анна мирно отойдет к отцам своим, насыщенный днями, "один из счастливейших людей" на земле, по свидетельству Иосифа Флавия2, и не усомнится, вероятно, до конца, что спас Израиля, а может быть, и все человечество от великого Обманщика. И посмертную память сына своего возлюбленного дьявол сохранит чудесно: в голову никому не придет за две тысячи лет христианства, что настоящий убийца Христа первосвященник Анна.
II Странное для него, смешное и нелепое шествие Мессии, Царя на осле, мог видеть Ганан из окон загородного дома своего в Ханейоте (Khaneїoth), на горе Елеонской4, и, вспомнив недавнее постановление Синедриона: взять Иисуса под стражу (Ио. 11, 57), - мог подумать: "Стоит ли такого брать? Шут на осле. Пусть поиграет народ в Мессию, - чем бы дитя ни тешилось!" Но в ту же ночь, узнав, что произошло в Храме, может быть, решил: "Стоит!"
III Медленно подымалось шествие из глубокой Иосафатовой долины на святую гору Сиона, венчанную храмом, по слишком крутым даже для ослиной езды ступеням Силоамской улочки-лестницы6. Слезть бы с осла, пойти пешком; так, может быть, и сделал бы Иисус, если бы не жалел народа. Все еще радуются люди царственному шествию, как маленькие дети - игрушке; все еще стелят по дороге одежды свои, машут зелеными ветками, поют: "Осанна!" Слез Его не видят, и Он улыбается им сквозь слезы, как мать - ребенку или как то рыдающее солнце сквозь дождь. В храм вошел Иисус (Мк. 11, 15), - должно быть, через Восточные - Золотые врата7. Вспомнил ли, как входил в него двенадцатилетним отроком? Если забыл, то вспомнила, может быть, матерь Его, прошедшая снова, как тогда, Путь Крови8 в смиренной толпе Галилейских жен (Лк. 8, 2-3) вместе с матерью двух сынов Заведеевых, так усердно хлопотавшей давеча о почетном для них месте в царстве Божием (Мт. 20, 20-21); вспомнила, может быть, матерь Его, как три дня искала тогда потерянного Сына своего и, найдя, заплакала, сама не зная от чего, - от горя или от радости: сын! что Ты сделал с нами (Лк. 2, 48). Плакала, может быть, и теперь так же.
Так говорит Господь Саваоф, Бог Израиля... не надейтесь на лживые слова: "храм Господень, храм Господень"... Крадете и убиваете, прелюбодействуете и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу... а потом приходите и становитесь пред лицом Моим, в доме сем, на коем начертано имя Мое, и говорите: "Мы спасены", - чтобы и впредь делать все эти мерзости... Вот я сделаю с домом сим то же, что сделал с Силомом, и город сей предам на проклятие всем городам земли (Иер. 7, 3-10; 26, 6). Тот храм, Силомский, разрушил Господь; разрушит и этот, Иерусалимский.
IV Шум на площади сразу, должно быть, затих; умолкли голоса продающих и покупающих, когда увидели они Входящего и услышали торжественный клик: Осанна Сыну Давидову! Благословен
Все оглянулись на Него с удивлением и страхом: кто это? (Мт. 21, 10). И наступила вдруг тишина.
не написано ли: "Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?"
И поднял бич, - и начал выгонять продающих и покупающих; и столы менял и скамьи торгующих голубями опрокинул (Мк. 11, 15).
Сделать это, конечно, не мог бы один: народ помогал Ему13. Как бы иначе Он мог разорить все эти нагороженные лавки и лавочки, опрокинуть все меняльные столы и столики, очистить весь огромный Внешний двор от звериной и человеческой нечисти? Очень вероятно, что и Ему самому бич пригодился, чтобы гнать не только четвероногий скот.
V
θόρυβος, "бунт", "мятеж", "восстание" - "революция", по нашему, - этому вечному страху Ганана, мудрого политика, чье главное правило: quieta non movere, "не двигать неподвижного", - суждено было, казалось, оправдаться: сдвинулось неподвижное - началась "революция".
как бы народ не побил нас камнями (Лк. 20, 6). Памятуя мудрость господина своего: две собаки грызутся, чужая не приставай, - ни во что не вступаются; только наблюдая издали за всем, готовят завтрашний донос Ганану.
откуда ты? πόθεν ἐι συ (Ио. 19, 9), - то, вероятно, немного узнал бы: "пророк из Назарета Галилейского" (Мт. 21, 10), только что на осле въехавший в город с толпой пасхальных паломников, женщин и детей. Но если бы узнал, что это "царь Иудейский", "сделавший Себя Сыном Божиим" (Ио. 19, 7) подобно "Божественному Кесарю Августу", divus Caesar Augustus, то, вероятно, не остался бы таким спокойным.
VI Не было ли в том, что произошло, тайного смысла, более глубокого, чем явный, вложенный Церковью в эти слишком для нас привычные и почти уже ничего не говорящие два слова: Очищение храма! Кажется, многие, по всему Евангелию рассеянные намеки указывают на этот более глубокий смысл. Здесь Тот, Кто больше храма (Мт. 12, 6), - говорит о себе Иисус иудеям, обвиняющим Его в нарушении Субботы - Закона; то же мог бы сказать Он и об Очищении. Верь Мне, что наступает время... и уже наступило, когда... не в Иерусалиме - (в храме) - будут поклоняться Отцу, а в духе и в истине (Ио. 4, 21-23), - говорит Самарянке в Сихеме, у колодца Иакова. И тотчас по Очищении, когда иудеи спрашивают Его: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? - Иисус отвечает: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ио. 2, 19). И дня через три, когда один из учеников, выходя из храма, говорит: Учитель, посмотри, какие камни и какие здания! (Мк. 13, 1-2).
отвечает Господь19. И уже не Он сам, а "лжесвидетели" против Него: слышали мы, как Он говорил: "Храм сей рукотворный разрушу и через три дня иной воздвигну, нерукотворный" (Мк. 14, 58). И проходящие мимо Распятого смеются над Ним: Э! разрушающий храм и в три дня созидающий... сойди с креста (Мк. 15, 29 - 30). И, наконец, то же слово - в устах свидетелей против диакона Стефана: слышали мы, как он говорил, что Иисус Назорей разорит место сие (Д. А. 6, 14). Если нет дыма без огня, то очень похоже на то, что Иисус действительно сказал при Очищении храма какое-то слишком скоро забытое всеми, друзьями и врагами одинаково, - потому что слишком для всех непонятное, - слово о разрушении храма, такое же, вероятно, "жестокое", как то, о "вкушении плоти и крови Его" (Ио. 6, 53-57).
VII Очень ошибаются христиане, думая, что в Очищении огненном - Разрушении храма - дело идет только о храме Иерусалимском; нет, о всех вообще рукотворных, - в том числе и о христианских, храмах - церквах. И это очень страшно для христиан - "мятежно", "возмутительно", "революционно".
VIII В городе Фессалонике, когда произошло "возмущение в народе", - от Павловой проповеди, то "не уверовавшие (во Христа) Иудеи, возревновав и взяв с площади каких-то негодяев, повлекли братьев (уверовавших Иудеев и Эллинов) к городским начальникам, вопя, что эти всесветные возмутители (возмущающие вселенную), - пришли и сюда и поступают против повелений кесаря, почитая не его, а другого царем, - Иисуса" (Д. А. 17, 1-6).
IX Мог ли Иисус не то что быть, а хотя бы только казаться "революционным насильником"; мог ли, в этом смысле, поднять бич Тот, Кто сказал: "Злому не противься (насильем) μὴ ἀντιστήναι τῷ πονηρῷ; В правую щеку ударившему тебя подставь и другую"; "Любите врагов ваших" (Мт. 5, 39-44) и прочее - все, что мы затвердили так бесполезно-безнадежно-бессмысленно, как таблицу умножения? Нет, не мог. Но если это так, то почему же столько о биче "соблазнов" было и будет, столько отчаянных усилий вырвать бич из рук Господних?
царство небесное силой (насильем) берется, βιάζεται, и (только) насильники, βιασταί, восхищают его, ἀρπάζονται (Мт. 11, 13), - "приступом берут", входят в Царство, как в осажденную крепость. Первый вошел в него сам Царь-Христос - "Насильник", βιαστάς. О, конечно, мы бы не посмели произнести это до ужаса загадочное слово о Нем, если бы Он сам его не произнес!
придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные (Мт. 11, 28),- одно, а другое: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный (Мт. 25, 41). Благостный - Яростный; Агнец пожираемый - пожирающий Лев. Два лица? Нет, одно. Но мертвые, в догмате, никогда не увидят этого Живого Лица; его увидят только живые, в опыте.
X Меньше всего христианство есть буддийское, толстовское "непротивление злу насильем". Что же отделяет то от этого? Бич Господень.
Он придет, Он не минует, -
XI "Время было вечернее", - по воспоминанию одного очевидца, Петра-Марка (11, 19); будет гроза, по воспоминанию другого очевидца, Иоанна.
Как бы лучи исходили из глаз Его, и теми лучами устрашенные, бежали они. Radii prodierunt ex oculis ejus, - уцелело, может быть, тоже "воспоминание очевидца" в "Евангелии от Евреев", почти современном нашим каноническим четырем Евангелиям и нисколько не менее исторически подлинном26.
Очи Его - как пламень огненный (Откр. 1, 14), - будет на Страшном Суде страшнее бича. Жжешь меня! жжешь меня!
люди и бесы вопят уже здесь, на земле27. Царь Ужасного Величия.
Вот Он идет... И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огнь расплавляющий (Мал. 3, 1-2).
XII "Выгнал их, вымел, как сор" - это начало, а конец: не позволял, чтобы кто-либо пронес какой-либо сосуд, σκεῦος, через храм (Мк. 11, 16). "Храм да не будет проходным двором" - исполнил и эту черту-йоту Закона с такою точностью, что и фарисеи-законники могли бы позавидовать29. Чтобы это сделать, должен был, вероятно, поставить у всех входных ворот во Внешний двор храма, har-habait, надежную из Своих людей стражу. Сын овладел домом Отца, как приступом взятою крепостью; сделался в нем, хотя бы на несколько часов, полным хозяином30.
кесарево кесарю, а Божие Богу (Мк. 12, 17), - понятое как совершенная покорность власти Рима (а иначе и не могли бы понять его римляне), - показалось бы мудрым не только Пилату, но самому Тиберию. С Римом, - так, по крайней мере, кажется нам с нашей человеческой, исторической точки зрения, - мог бы Иисус поладить на время, еcли бы только хотел.
XIII Так же мог бы он поладить и с народом Божьим, Израилем. Давеча, когда входил во храм, - весь город пришел в движение, и спрашивали: "Кто это?" Толпы же народные отвечали: "Пророк из Назарета Галилейского" (Мт. 21, 10-11). И прибавляли шепотом, на ухо, так, чтобы не выдать эту святую и страшную тайну врагам: не это ли Мессия-Христос? (Мт. 12, 23). Тайну эту, может быть, до конца сохранили бы, пока не открыл бы ее всему Израилю, всему человечеству Он сам.
Огонь пришел Я низвесть на землю и как желал бы, чтоб он уже возгорелся (Лк. 12, 49). Сердце мира - Израиль; сердце Израиля - Иерусалим; сердце Иерусалима - храм: храмом овладев, овладел бы миром Иисус. И даже от Креста не отрекаясь (о, конечно, кончилось бы все-таки Крестом!), мог бы это сделать, - только не спеша на Крест так, как спешил; отсрочив его с пяти дней на пятьдесят, пятьсот, или на больший, нам, а может быть, и Ему самому тогда еще неведомый, срок; только сказав, как столько раз уже говорил: час Мой еще не пришел (Ио. 2, 4).
Каждая такая отсрочка, с нашей, опять-таки слишком, может быть, человеческой, исторической точки зрения, как изменила бы весь ход всемирной истории, как неимоверно приблизила бы ее к царству Божью!
XIV Что произошло между двумя мигами - тем, когда Иисус, поставив стражу у последних ворот храма, овладел им окончательно, как приступом взятою крепостью, и тем, когда, выйдя из храма, как бы снова отдал врагу только что взятую крепость, - что произошло между этими двумя мигами, не знают синоптики, но, может быть, знает Иоанн: смертное борение, Агония, почти такая же, как в Гефсимании. Начал ужасаться и тосковать... Душа Моя скорбит даже до смерти (Мк. 14, 33-34).
Целые годы служения Господня отделяют в IV Евангелии Очищение храма от Вшествия в Иерусалим, Бич - от Агонии. Но если помнят синоптики лучше внешний порядок событий, во времени, внутренний же смысл их в душе Иисуса яснее видит Иоанн, то мы должны соединить оба свидетельства его - то, слишком раннее, об Очищении храма, и это, точное по времени, о Вшествии в Иерусалим; мы должны соединить Агонию с Бичом32. Тотчас же после Бича - Агония; только ли после него или также - от него! В мертвом догмате на этот вопрос нет ответа; но, может быть, есть - в догмате живом - в религиозном опыте Его страстей и наших, в смертном борении, Агонии человека Иисуса и всего человечества.
XV Ревность по доме Твоем снедает Меня, - вспомнили, по свидетельству Иоанна (2, 17), все ученики, увидев бич в руке Господней, но поняли, что это значит, может быть, лучше всех двое: Петр, один из всех, поднявший меч за Любимого (Ио. 18, 10), и Иоанн, один из всех, запомнивший бич в руке Любимого. Понял, может быть, и третий, тоже снедаемый ревностью о доме Божием - царстве Божием, - "друг" Господень Иуда, Иуда "диавол" (оба эти имени даны ему самим Иисусом, Мт. 26, 50; Ио. 6, 70), - тоже ученик "возлюбленный": если бы не любил его Господь, то не избрал бы.
Начал ужасаться и тосковать:.. Ныне душа Моя возмутилась. Медленно поднял глаза, и огненный взор Иуды ударил Его по лицу, как бич: вдруг понял все - прочел в глазах "друга" Иуды, Иуды "диавола": Поднял бич - поднял меч. Царство отверг на горе Вифсаидской, когда Тебя другие хотели сделать царем, а теперь Сам захотел? Принял Царство - принял меч. Кто говорил с Тобой на горе Искушения: "Если падши, поклонишься мне, я - дам Тебе все царства мира?" Как он сказал, так и сделалось: Иисус поклонился Христу; все царства мира дал Иисусу Христос. Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! Пальцы разжал Иисус на биче с таким отвращением и ужасом, как будто держал в них змею. И лег на красном порфире помоста серо-серебристый в трепетном блеске зарниц, извиваясь у ног Его, бич, как змея.
XVI Были же некоторые Эллины из пришедших (в Иерусалим) на поклонение в праздник (Пасхи).
Люди от начала мира этого хотели, жаждали, умирали от жажды, и вот эти три слова: "Иисуса видеть хотим", - как бы открытые, сжигаемые жаждой уста.
идет и говорит о том Андрею - земляку своему из той же Вифсаиды Юлии (Ио. 1, 44). Только вдвоем осмелились - подходят, - и сказывают о том Иисусу.
Что это значит? Почему слава Сына - пришествие эллинов? Мир вещественный - Рим; мир духовный - Эллинство: он-то к Сыну и пришел. Весь мир идет за Ним (Ио. 12, 19), - говорят между собой фарисеи за минуту до прихода эллинов, как будто уже зная о нем. Если первые попавшиеся эллины к Нему не пришли бы, то эти, должно быть, знают, к Кому идут и зачем. Он и говорит им как знающим: истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; если же умрет, то принесет много плода (Ио. 12, 24). Тайна всех таинств, от начала мира до Христа, - в этом слове. И, слыша его, не могли не понять знающие тайну эллины, что умирающее и воскресающее зерно - Он сам. Когда вознесен буду от земли (на крест), всех привлеку к Себе (Ио. 12, 32). Слыша и это слово, не могли не понять, что перед ними - высоко вознесенный, "Срезанный Колос", "Великий Свет" Елевзинских ночей - Спаситель мира34.
XVII Снова огненный взор Иуды ударил Иисуса, как бич, по лицу; снова понял Он все - прочел в глазах Иуды: Кто говорил с Тобой на горе Искушения: "Я дам Тебе все царства мира и славу их"? Как он сказал, так и сделалось: всю славу мира дал Иисусу Христос. В смертном борении поднял к небу глаза Иисус. Ныне душа Моя возмутилась, и что Мне сказать? Отче! спаси Меня от часа сего... Но на сей час Я и пришел... Отче! прославь имя Твое.
и прославил (уже), и еще прославлю,
После молнии - тьма, но и во тьме, кажется людям, лицо Иисуса - как вечная тихая молния. И сказал Иисус: ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
Так сказал и пошел. Сделал первый шаг, наступил на бич - раздавил змею; сделал шаг второй, наступил на сердце Иуды Возлюбленного - раздавил и его, как змею.
XVIII Иисус отошел и скрылся от них, - по воспоминанию одного очевидца, Иоанна (12, 36). Вышел вон из города, - по воспоминанию другого очевидца, Петра-Марка (11, 19). И, оставив (покинув) их, вышел вон из города в Вифанию и там провел ночь, - по воспоминанию, может быть, третьего очевидца, Матфея (21, 17). Если так врезалось в память, то значит, и в сердце.
|